Съемка макро: пейзажи состоят из одуванчиков, сучков и щепок невероятной красоты, а общий задний план критически не в фокусе. Среди жучков и веточек путешествует вязаный красный болванчик, который цепляется нитками за окружение и таким образом решает головоломки. Герой настолько мал, что периодически плавает на листьях — испытываемое от этого ощущение физически невозможно помнить; оно активируется на каком-то глубоком уровне и заставляет немедленно изо всех сил болеть за красного парня. Понятнее тем, кто воспитывает ребенка — вот у него сейчас происходит похожая история; Unravel ее очень правильно утрирует.
Короче, мимими, я не могу.
Герой всегда связан с клубком и разматывает его, а также разматывается сам. От каждого нового клубка можно отойти на строго определенное расстояние, но, как правило, длины нити достаточно, чтобы добраться до следующего клубка; это не мучительно.
Расслабленный темп Unravel располагает к исследованию и поиску пути к видимому призу или решению сложившейся ситуации. Медитативное завязывание ниточек на гвоздиках перестает быть слегка сонным упражнением, когда на героя неожиданно нападает гигантский хомяк. Сразу же выясняется, что Unravel делает серьезную ставку на ловкость ваших пальцев — тут хочется вспомнить игры про червяка Джима, где тоже надо было вовремя цепляться за крюки, быстро раскачиваться и ловко соскакивать. Только в Unravel нет ни стрельбы, ни условного здоровья: смерть в клешнях краба или на дне лужи сиюминутна.
Эта механика тактильна и очевидна: красный человечек держится за ниточку и раскачивается на ней, покуда игрок держит зажатым курок на геймпаде; несвоевременное разжатие приводит к тому, что герой срывается в пропасть. Три года назад аналогичным образом себя вела другая хорошая и очень трогательная игра — Brothers: A Tale of Two Sons (если не играли — обязательно); там все тоже работало, пока происходящее в своих руках держал игрок — буквально. Это, конечно, значительно увеличивает степень соучастия.
Без особых прелюдий Unravel погружает в историю семьи, которая когда-то жила в доме, где начинается каждый следующий уровень, но теперь тут, кроме пожилой женщины, больше никого нет. Путешествуя по свежему воздуху, игрок собирает фрагменты воспоминаний старушки в фотоальбом — чье-то детство и приключения на природе.
В силу оригинального масштаба мероприятия, Unravel селит в душу уникальное ощущение: ты такой маленький, а вокруг все огромное, загадочное и опасное. Тривиальнейшие вещи оказываются жестокими препятствиями, ловушками, а буквальная соломинка — спасительной.
В сущности, Unravel — игра о важности мелочей, о масштабах трагедий, разнице восприятия одних и тех же ситуаций, отсутствии единственно объективной реальности — очень настоящая в своем сказочном исполнении. И еще одно важное достоинство: суммарно прохождение Unravel займет около пяти часов, хотя как минимум еще столько же можно потратить на вдумчивый поиск всех секретов: здесь большие и местами запутанные уровни, которые можно проходить по-разному. Но, за неимением времени на необязательные действия, это прекрасный вариант на пару вечеров: сел, угорел, смахнул слезу, выключил.
Unravel в продаже с 9 февраля для PlayStation 4, Xbox One и Windows.