Чилийцы из ACE Team уже более двадцати лет делают одни из самых странных игр в индустрии. Они регулярно выпускают психоделику, которую рассчитываешь увидеть разве что в совсем уж дремучем инди. Но нет, у чилийцев бюджеты в порядке, а играется всё на уровне крепкого такого АА — уникальная студия. И крайне плодотворная. В честь выхода их новой игры Clash: Artifacts of Chaos разбираемся, что же именно делает игры ACE Team такими особенными.
При поддержке компании «Бука»
ACE Team — мастера поехавшего сюрреализма
Почерк студии прежде всего в этом. Началось всё в 2000 году, когда совсем зелёная команда ещё даже не окончательно сформированной ACE Team выпустила свой второй проект — глобальный мод для Doom 2 под названием ZanZan. Это был экшен от первого лица с многоглазым существом по имени ЗанЗан в главной роли. Но главное — всё происходящее было настолько неясным и гротескным, что больше походило на дурной сон Лавкрафта. Этим и привлекало!
Уродство, гротеск и смесь юмора с хтонической жутью — вот в чём суть самых известных игр ACE Team. Именно таким был культовый в узких кругах битемап от первого лица Zeno Clash 2009 года, дебютная игра студии. В нём нам впервые представили вселенную Зенозоик — мир странных правил и ещё более странных существ. Зенозоик — кислотный и будто бы первобытный, он наполнен безумными цветами и завален костями. В его порядках есть логика, но это, скорее, логика сна. А «нормальных» людей на просторах Зенозоика по пальцам пересчитать можно — куда больше тут жутких помесей с животными и других биологических абоминаций. Но для Зенозоика это нормально! К тому же ACE Team даже откровенных уродцев умеют прописать как обаятельных живых героев — в этом диссонансе тоже есть свой шарм.
Вселенная Зенозоика — это флагман ACE Team. А познакомиться с ней можно не только в оригинальной Zeno Clash, но также в более масштабной второй части и в новом битемапе, уже от третьего лица — Clash: Artifacts of Chaos. Но здоровая доля гротескного сюра присутствует во всех играх ACE Team. Будь то рогалик Abyss Odyssey, про порождённых сном колдуна чертей, лезущих из под Сантьяго, или странный «выживач» The Eternal Cylinder про эволюцию и гигантский мистический цилиндр, уничтожающий всё на своём пути.
В играх ACE Team потрясающая, крайне самобытная музыка
Для всех игр ACE Team — в том числе и для свежей Clash: Artifacts of Chaos — музыку написал композитор Патрисио Менесес из творческого объединения Austral Music. Союз музыканта и разработчиков долгий и плодотворный, но оно и неудивительно — Менесес чувствует игры студии. Он раз за разом выдаёт психоделический, по-хорошему неровный звук. В один момент его музыка может звучать как саундтрек к диснеевской сказке или героической JRPG, в другой — уйти на территорию социально-фолкового течения nueva canción chilena из 70-х, а затем резко повернуть в сторону абстрактной ямаоковской жути.
Музыка — важнейшая часть атмосферы игр ACE Team. Все сравнения выше нужны только для общего понимания, о чём вообще речь — пока вы не послушали сами. Но в целом музыка Менесеса самобытна настолько, что в сравнениях особо и не нуждается. И слушается она даже отдельно от игр.
ACE Team умеют шутить, хоть юмор у них и странный
Юмор присутствует почти во всех играх ACE Team. Даже в преимущественно драматической Zeno Clash есть иронические шутки. Но есть у студии и целая юмористическая серия — Rock of Ages, в которой Сизиф пытается придавить булыжником исторических личностей. И все кривляются в дурацких роликах и пердят — смешно настолько же, насколько и стыдно. В серии уже три части и в своей юмористической абсурдности они не переставали расти — со временем мы уже не только булыжники с горки катали, но и надувных коров с Шалтаем-Болтаем. В целом получается ещё одно проявление уже знакомого сюрреализма, только с другим настроением.
Но главная юмористическая жемчужина ACE Team — изометрический экшен The Deadly Tower of Monsters. В нём нет такого уж дикого гротеска, зато он восхитительно пародирует дешёвые фантастические фильмы 50-х годов. Со всеми их особенностями — от фанерных декораций до сценарных дыр. Да ещё и с комментариями режиссёра, который постепенно превращается в какой-то стендап с кучей прохладных историй.
ACE Team постоянно экспериментируют с жанрами
Наша точка отсчёта — Zeno Clash — это битемап от первого лица, в котором до сих пор очень круто ощущаются удары. Можно сказать, что игра и сегодня остаётся эталоном. Учитывая её успех, студии бы наделать кучу одинаковых продолжений, но разработчики выбрали другой путь. Zeno Clash 2 вышла только четыре года спустя и сильно пустилась в ролевые элементы. А до свежей Clash: Artifacts of Chaos от Zeno Clash и вовсе 14 лет, а жанр в ней сильно изменился — теперь это битемап уже от третьего лица. С уворотами и возможностью своими руками собирать персонажу мувсет.
Другая серия студии — Rock of Ages — это вообще смесь катания шара в духе Super Monkey Ball и тауэр-дефенса. Да, разработчики выпустили аж три части, но каждый раз они наваливали в новые выпуски столько свежих механик, что геймплей с ног на голову переворачивался.
Ну а между делом ACE Team так-то успели выпустить обскурную двухмерную адвенчуру, изометрический экшен, смесь платформера и градостроительной стратегии, психоделический рогалик и ту самую игру про гигантский цилиндр от горизонта до горизонта, отдаленно напоминающую Spore. Подробнее про все игры студии можно почитать в отдельной большой статье. От ACE Team никогда не знаешь, чего ждать.
С визуалом своих игр ACE Team тоже экспериментируют
И это касается не только сумасшедших дизайнов фантастических тварей и мест, где они обитают. ACE Team часто пересматривают именно базовый визуальный стиль своих игр. Те же Zeno Clash тяготели к реалистичному изображению, но с гротескными преувеличениями в дизайне персонажей. А новая игра Clash: Artifacts of Chaos добавляет к этому стилизацию под рисунок штриховкой — причём с настройками! Игру, например, можно сделать чёрно-белой, из-за чего она вообще превратится в оживший скетч.
Да и Rock of Ages многим запомнилась именно благодаря дерзкому совмещению трёхмерной графики и двумерных элементов, будто бы вырезанных из бумаги. А в The Deadly Tower of Monsters многое было вырезано уже из картона и фанеры — это тоже было большой частью пародии на фантастику 50-х и работало прекрасно.
Игры ACE Team — это неудержимый творческий порыв и бешеная эклектика. Они, может, и не про новаторство, но про эмоции точно. Попробуйте их, если думаете, что вас уже ничем не удивить. К тому же сейчас самый подходящий момент — новая игра во вселенной Зенозоика, Clash: Artifacts of Chaos, как раз только-только вышла на всех актуальных платформах.
От Batman Doom до приключений булыжника: гид по сумасшедшим играм ACE Team