Light Crusader вышла на Sega Genesis 25 лет назад, когда на рынке уже появились Sega Saturn и первая PlayStation. Я же добрался до нее в самом начале нулевых: через пару-тройку лет мне подарят компьютер, и про «Сегу» я надолго забуду. Light Crusader, вероятно, вообще была последней игрой, которую я купил для Genesis и она меня тогда страшно впечатлила. Эмоции я помню до сих пор, так что пост любви по случаю своего юбилея она от меня заслужила.

Долгое время я думал, что Light Crusader — это никому неизвестная, нишевая игра. 

Отчасти, так оно и есть. Большого внимания на выходе она к себе не привлекла, потому что в 1995 году на устаревшую Sega Genesis уже мало кто оглядывался. Да и среди моих знакомых в детстве никто о ней не слышал — разве что от меня самого. Но как я узнал гораздо позже, разработала Light Crusader компания Treasure, которая хорошо известна своими играми для Genesis. Они вообще были рок-звездами той эпохи. Gunstar Heroes, Dynamite Headdy, Alien Soldier — все это их работа. Великолепные экшены, одни из лучших на платформе, максимально использующие все ее возможности. Разработчики из Treasure делали 16-битные игры для не самой мощной консоли, которые выглядели почти как 32-битные.

Light Crusader мне продали фразой: «Ну, это типа Diablo».

Не думаю, что продавец на рынке хотел меня обмануть. Просто это был самый быстрый способ ярко описать игру десятилетнему (или около того) пацану. Ну а что: изометрическая перспектива, нужно ходить по подземельям и рубить гоблинов со скелетами, затариваться у торговца, магия и лут есть… Чем не «Дьябло»?

Само собой, тогда я уже знал, что такое Diablo — пробовал в компьютерном клубе вторую часть. Нравилось сильно. Мысль о том, что на моей «Cеге» может быть что-то похожее, будоражила. Поэтому я приложил все усилия, чтобы выпросить у маман Light Crusader. Это была непростая задача — стоила игра безумные по тем временам 230 рублей.

На самом деле Light Crusader на Diablo, конечно же, не похожа вообще никак.

Изометрическая перспектива — единственное, что роднит эти игры. Light Crusader — это, скорее, квест с элементами экшен-RPG. В ней, конечно, нужно рубить врагов, и это хорошее развлечение. Нужно учитывать угол атаки, чтобы не словить ответку, пытаться зайти к гоблинам со спины, прыгать, уворачиваясь от заклинаний. Есть даже огромные боссы, которых сначала надо раскусить, но суть не в этом. Light Crusader больше про исследование подземелий, ловушки, уничтожающий нервы трехмерный платформинг (во время которого нужно ориентироваться на тень под персонажем) и решение головоломок — иногда довольно хитрых. Так почему же мелкий я все равно был в восторге и не побежал менять картридж?

Я был просто сражен графикой Light Crusader.

Тогда мне — наивному пацану — казалось, что это действительно не хуже, чем в Diablo. Да, стиль более мультяшный, но в остальном-то! Но и сейчас я могу твердо сказать, что выглядит Light Crusader отлично. Treasure просто в очередной раз вывернули Genesis наизнанку. Особенно крышесносными были моменты, когда игра врубала псевдотрехмерную картинку и показывала какие-нибудь вращающиеся кубы. И все это в изометрии… Что за чертовщина, «Сега» так не может!

Light Crusader требовала от шести до десяти часов, удлинению которого способствовали головоломки (на которых я, конечно, тупил) и открытая карта с возможностью нелинейного прохождения. Зато там можно было по-настоящему сохраняться на чекпоинтах. Можете себе такое представить?

Кроме прочего меня затянула магия. В игре было четыре базовых заклинания, которые можно смешивать в разных пропорциях, получая новые, более мощные спеллы. Так герой вооружался огненными смерчами, метеорами, волшебной броней и другими ништяками. Всего комбинаций было пятнадцать штук — все еще помню, как экспериментировал с ними и записывал результаты на листочек. 

Наконец, геймплей Light Crusader повторял механики и стиль другой великой игры — Landstalker, которую я обожал. Скажи мне продавец, что это «типа Landstalker» — сделка состоялась бы еще быстрее.

В Light Crusader была очень прилипчивая музыка, а атмосфера игры спустя годы напоминает мне Dark Souls. 

В первую очередь из-за немногословности игры. Историю она очерчивает очень примерно. Ты рыцарь в условном европейском фэнтези, король попросил тебя разобраться, почему пропадают крестьяне. Выходишь из замка, прогуливаешься по деревне, идешь на кладбище и находишь там скрытый вход в подземелье — там-то тайна и зарыта. Что это за подземелье, откуда там взялись монстры — непонятно, поэтому сюжет я додумывал сам, цепляясь за какие-то визуальные детали. Даже персонажам — а в Light Crusader были NPC — я придумывал роли. Словом, Dark Souls моего детства. Особенно учитывая, какие хардкорные в игре были сражения. 

Поддерживалась эта атмосфера саундтреком Аки Хаты. Достаточно поехавшим и загадочным, чтобы наполнить подземелья дополнительной хтонью. Но в то же время там были и веселенькие мотивы! А главное, несмотря на дикую психоделичность, мелодии из игры все же были пропитаны какой-то традиционной средневековщиной. 


Sega Genesis, которую мы знали как Sega Mega Drive 2 — самая определяющая платформа в моей жизни. Благодаря ей я серьезно заинтересовался видеоиграми. С ней же я провел детские годы; таких сильных эмоций, как от игры на Genesis, я не получу больше нигде и никогда. Light Crusader закрывала целую эпоху моей жизни, поэтому она для меня так важна. Но даже если отбросить в сторону все эмоции — это хорошая для своего времени игра, в которую можно спокойно проходить даже в наши дни. Вышла она под конец жизни Genesis, пропустить ее было легче — но тем приятнее найти эту жемчужину.