19 августа на Xbox One, PlayStation 4 и PC вышла Zombi — триллер о том, как одинокий скиталец, вооруженный палкой и ружьем, пытается вырваться из полыхающего, кишащего живыми мертвецами Лондона. Изначально Zombi была эксклюзивом для WiiU и поступила в продажу в конце 2013 года. Игра активно пользовалась интерфейсом консоли Nintendo: в телевизоре происходило самое главное, а на дисплее громоздкого геймпада располагалась карта и инвентарь; нервно пищал радар. При общей тривиальности поднимаемой темы Zombi — невероятно страшная игра, которая добивается нужных эффектов нетривиальным для своего жанра образом. Если вы играли в Dark Souls или Bloodborne, то сразу поймете, о чем речь. Погибнув, герой теряет все найденные трофеи и сам превращается в зомби — а игрок просыпается в убежище в облике уже нового персонажа, которому нужно найти труп неудачника, изъять у него имущество и продолжить путь. В итоге вы на постоянном, простите, очке: мало того что тьма, зомби за каждым углом и звенящая тишина, еще и давит груз ответственности — сохраняться нельзя, и цена ошибки слишком высока, чтобы относиться к происходящему хладнокровно.
Мир Zombi разделен на районы, между которыми осуществляются строго пешие переходы — никаких быстрых перемещений и прочих упрощающих элементов. Это открытый мир, но не бескрайний сэндбокс — скорее один большой уровень, который состоит из условных коридоров-улиц и комнат-зданий. Единственный способ сохранить прогресс — ногами вернуться обратно в убежище и лечь спать. В некоторых районах открыт доступ в канализацию, которая позволяет срезать путь и добраться до бункера в относительной безопасности, хотя и тут не обходится без сюрпризов.
В отличие от Dark Souls, которая воскрешала всех противников после отдыха у костра, Zombi ведет себя менее прямолинейно. Успокоив всех зомби в какой-нибудь локации и вернувшись туда через некоторое время, можно обнаружить новых противников, которые бродят по новым маршрутам. Или где-нибудь тихонечко стоят.
Как и подобает лучшим играм, Zombi способна здорово трансформировать словарный запас пользователя. В рейтинге самых распространенных фраз, которые вы будете громко плевать в экран, первое и единственное место поделят «Тебя тут не было, сука, откуда ты взялся» и «Отцепись от меня, сдохни» с небольшими вариациями. Остальное время вы, скорее всего, будете молчать и бояться. Можно было бы сказать, что Zombi затрагивает в мозгу какие-то животные процессы про страх и любопытство, но нет: вам страшно и совершенно не интересно, что там, вот в той темной комнате, потому и так понятно, что там, вероятно, смерть. Иногда игра просто издевается: вскрытие кодового замка приводит к гибели в заведомо проигрышном бою, а потом выясняется, что за той самой дверью ничего и не было. То есть буквально: стоит пустой сундук. Имейте в виду, когда будете шарить в Букингемском дворце!
У Zombi простейшая механика: оружием ближнего боя можно бить только по голове, а редкая стрельба по ощущениям уступает любому современном шутеру, но игра вообще не про это. Каждый поединок здесь превращается в отчаянную и очень личную схватку за жизнь. Сквозь этот ужас красной нитью проходит ключевая мысль всего предприятия: главная ценность тут — вовсе не шмотки, и никакого второго шанса нет. С учетом того, что последняя более-менее страшная игра выхода в прошлом году (это была The Evil Within от Синдзи Миками), а грядущая Until Dawn будет скорее смешной, чем пугающей, Zombi сейчас — ваш единственный шанс как следует обосраться. Не упустите.