У многих вещей во вселенной «Гарри Поттера» есть реальные прототипы. Школа магии и волшебства действительно существовала в XX веке и называлась «Орденом Золотой Зари». Магия в книгах вдохновлена синкретической религией викканством (а также «Звездными войнами»). Да даже образ Волан-де-Морта во многом основан на реальных личностях — основателе Телемы Алистере Кроули и рок-звезде оккультизма Джеральде Гарднере. Но знание это не убивает очарование «Гарри Поттера». Наоборот, становится даже интереснее.

Давайте погрузимся в очаровательный мир оккультизма, и в этом нам особенно поможет книга «Средневековая магия. Визуальная история ведьм и колдунов», вышедшая в 2022 году.


Глава I
Викканство


Викканство или викка — это самая что ни на есть поп-магия, настоящий мейнстрим в оккультизме, два миллиона приверженцев и тысячи аккаунтов инстаграм-ведьм тому подтверждение. В последнее время по популярности ее догоняет разве что хаос-магия (к сожалению, не имеющая почти ничего общего с Warhammer, и о ней как-нибудь позже). Иначе говоря, викка с ее супер-популярностью оказала на мир Гарри Поттера самое непосредственное влияние. Котлы, метлы, палочки, гримуары и даже расовая избранность магов — все это Роулинг взяла из викканства. Поэтому с него и начнем.

Маргарет Мюррей

Все началось в 1920-х годах с антрополога и культуролога Маргарет Мюррей. Она издала две знаковые книги: «Культ ведьм в Западной Европе» и «Бог ведьм», в которых сделала предположение о том, что ритуалы ведьм — не выдумки инквизиторов, а вполне реальные практики. И даже больше: Мюррей считала, что бо́льшую часть европейской истории параллельно с обычными людьми жила древняя раса, поклонявшаяся Рогатому богу. Легенды об эльфах и фейри — это отголоски реальной истории, хотя со временем народное сознание сделало эту расу карликовой и даже крошечной (возможно, чтобы принизить ее роль).

По мнению Маргарет Мюррей, распространенность культа Рогатого бога была сравнима с христианством, и церковь активно боролась с остатками некогда большого народа.

Его представителей объявляли ведьмами и колдунами и жгли на кострах. Естественно, сейчас это звучит дико, абсолютное фэнтези с претензией на научность, но работы Маргарет Мюррей нашли мощный отклик в сердцах современников. Еще тогда, сотню лет назад, людей уже начал утомлять рационализм; все большую роль играли идеи феминизма, церковь перестала отвечать духовным запросам. Многим просто хотелось романтики, в конце концов. 

Уже в 1930-е годы у Мюррей появляются последователи (не факт, что желанные). Они создают ковены, пытаются копировать обряды из разрозненных источников, вроде энциклопедий, варят пунш при луне, машут метлами на вечеринках и все в таком духе. Все это поначалу напоминает наивную самодеятельность, вроде попыток современных детей поиграть в квиддич.

Мюррей заложила теоретические основы викки, дала импульс. А вот на практике ее идеи воплотил британский оккультист и эксцентрик Джеральд Броссо Гарднер.

Джеральд Гарднер

Он был крайне примечательной личностью, даже по меркам британских эзотериков: жил на Востоке, где изучал местные обычаи, участвовал в жизни нескольких масонских лож, вступил в Орден восточных тамплиеров, где практиковал сексуальную магию и познакомился с одиозным Алистером Кроули. В какой-то момент Гарднер вступил в орден Розенкрейцеров, где с ним якобы связалось тайное сообщество викк — выживших потомков той самой расы, поклонявшейся Рогатому богу. Правда это, или часть оккультного флера, но Гарднер утверждал, что его посвятили в тайны викканской магии.

Так или иначе, он решил возродить ритуалы и, если угодно, сеттинг, описанные Маргарет Мюррей. Надо сказать, ему чертовски повезло со временем. В 1951 году в Британии отменили закон о запрете ведовства (он существовал аж с 1542 года) и Джеральд создал свое учение, собственно говоря, викканство.

Гарднер поселился на острове Мэн, основал ковен, где практиковал сексуальную магию и стал рок-звездой оккультизма.

В 1954 он издал книгу «Ведовство сегодня», предисловие к которой написала сама Маргарет Мюррей. Труд стал невероятно популярен, сделав Гарднера звездой и негласным главой всех британских оккультистов. Он и вправду вел себя как одиозный лидер культа: придумывал дикие обряды, нашел для своего ковена верховную жрицу, ввел церемонии поклонения Рогатому богу и Великой богине. В ковене Гарднера практиковали ритуалы плодородия с котлом и фаллическим жезлом, которые нередко перерастали в сексуальные оргии. Практиковались ритуальные связывания и бичевания последователей. 

Вскоре сложился список необходимых для викканской магии атрибутов:

— Алтарь
— Метла
— Гримуары
— Плети
— Котлы
— Мечи и кинжалы
— Жезлы
— Пентакли
— Чаши

Последние четыре атрибута, к слову, отсылают к четырем младшим арканам Таро. Вообще, викка изначально была крайне синкретичной. Гарднер тянул приглянувшиеся ему идеи отовсюду: у ордена Золотой зари (о котором расскажем дальше), из академических источников, у собратьев-эзотериков, у Алистера Кроули, немного из восточной мистики и древнегреческого язычества. 

Джеральд Гарднер и Тайная комната

Значительная часть эстетики бралась из старых гримуаров и кельтской мифологии. Впрочем, Гарднер этого не скрывал, и никого это не смущало. В те годы была распространена идея о всеобщности культуры, виккане считали, что все цивилизации воспроизводят примерно одни и те же архетипы. Собрав хорошие идеи отовсюду, можно приблизиться к «изначальной» первомагии. К примеру, в одном из самопальных викканских гримуаров можно встретить ацтекскую богиню Тласолтеотль, пожирательницу нечистот, которая органично заняла место средневековой ведьмы. А почему бы и нет?


Глава II
Метла


Важный символ викканства (как и вселенной Гарри Поттера) — метла. У Роулинг она, скорее, выступает как статусный момент подростковой инициации, примерно как первый мотоцикл для сельского пацана. В викке же метла играет куда бо́льшую роль: последователи Гарднера видели в ней инструмент очищения пространства перед ритуалом. В общем-то, она и создавала это самое сакральное пространство, «выметая» все профанное из окружения оккультиста. 

Виккане использовали обычные метлы, какие можно было найти в хозяйственном магазине в середине XX века. Однако огромную символическую роль играла кастомизация. 

Многие метлы последователей Гарднера выглядят крайне колоритно: на них наматывали многочисленные нити и ленты, к ним прикрепляли лампады и подсвечники (чтобы можно было танцевать при свете свечей в полях!). 

Прекрасный пример вдохновения для Роулинг — известная оккультистка, ведьма и писательница Ольга Хант, которая обожала эксцентричные выходки. К примеру, она любила кататься на своей метле в каждое полнолуние, распугивая туристов. Ее метла сейчас хранится в музее ведовства и магии в Боскасле и даже появлялась на выставках, посвященных Гарри Поттеру.

Метла Ольги Хант

Викканство, будучи синкретической системой, изначально привлекало не только эзотериков. Масоны, фанаты фольклора, зеленые, даже политические активисты искали в ней духовность, отделенную от официоза и государственных институтов. В общем, неудивительно, что Викка в итоге распалась на десятки направлений, которые нередко враждуют друг с другом. Однако всех их по какой-то причине устраивает метла как важнейший символ. Особенно забавно выглядит образ пентаграммы из метел — ведьмовская эстетика, доведенная до милого абсурда.


Глава III
Волшебные палочки


Туз Жезлов — собственно, волшебный жезл из колоды таро

Волшебная палочка, едва ли не важнейший атрибут мага в мире Гарри Поттера, также имеет реальные прототипы. Люди использовали всевозможные жезлы в своих практиках еще в палеолите. Один такой артефакт найден рядом со скелетом «Красной дамы» из Пэйвиленда, которому около 26 тысяч лет. Волшебные палочки использовались жрецами и знахарями в Древнем Египте, Греции. Их упоминания можно найти даже в Библии. 

Средневековые гримуары дают представление о жезле, как о распространенном инструменте оккультиста. 

«Заклятая книга Гонория» XIV века рисует почти такое же разнообразие волшебных палочек, как книги Джоан Роулинг. Гримуар предлагает создавать их различные модификации из лаврового дерева и орешника и обстоятельно описывает, как именно ее нужно превратить в сакральный объект. Для этого на ее четырех сторонах нужно было написать имена Бога и нарисовать знаки Соломона. При этом палочка использовалась только для работы с демоническими существами и шла в комплекте с мечом, которым били по жезлу. Очевидно, было важно не только то, как выглядел жезл, но и как он звучал.

Магический жезл из Древнего Египта

В другом гримуаре, но уже более современном, «Маг, или Небесный посланник» (1801 год) мы можем увидеть палочку совершенно в духе «Гарри Поттера»: утонченная, приспособленная для изящных движений, сделанная из черного дерева и с золотыми надписями. Она больше похожа на инструмент дирижера. 

В целом, жезлы и посохи отчетливо ассоциировались с ведьмами и чернокнижниками. Их постоянно можно видеть вместе на картинах и в гримуарах. В этом смысле Роулинг умело ухватила и обыграла один из самых важных символов европейского оккультизма.

Однако у Джоан Роулинг волшебные палочки наполовину вдохновлены научной фантастикой.

Может показаться, что магические жезлы из «Гарри Поттера» — чистейшее воплощение средневековой магии. Но это не так. Волшебные палочки у Роулинг, концептуально, — это наполовину оккультные инструменты, наполовину современные гаджеты. Проще говоря, она взяла идею магических жезлов из древности и разбавила их футуристическими свойствами.

Жезлы из гримуара «Ключ Соломона»

Палочки в мире Гарри Поттера срабатывают мгновенно и безотказно, по желанию хозяина, тогда как ранее считалось, что они работают «в долгую» — в результате длительного ритуала, который сработает явно не сразу, да еще и не факт, что сработает (мало ли, был неподходящий лунный день). Волшебники у Роулинг выстреливают из палочек сгустками видимой энергии словно пулями, а это явно идея из научной фантастики. Другое возможное влияние — Нью-эйдж, который почерпнул что-то из восточной эзотерики и вульгарно переложил это для западной публики (энергия ци и все в таком духе).

В свое время фантаст Артур Кларк вывел закон, согласно которому «любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Менее известен писатель Ларри Нивен, который перевернул идею: «Любая продвинутая магия неотличима от технологии». Как мы видим, волшебные палочки из мира Роулинг являются прекрасной демонстрацией этого принципа. Маги у нее выступают в роли технологов со специфическими инструментами: никакой работы с духами или экстатических камланий, только рацио и усердное обучение.


Глава IV
Орден «Золотой зари» как школа волшебства и магии


Ведьмины метлы и волшебные палочки в реальной жизни — это, конечно, круто. Но больше всего впечатляет тот факт, что даже у Хогвартса существовал свой прототип. Речь об ордене Золотой Зари — пожалуй, самой известной оккультной организации в современной истории. Орден основали в 1888 году три британских масона и розенкрейцера: Уильям Вудман, Уильям Уэскотт и Сэмюэл Мазерс. Любопытно, что это во многом была именно школа магии. Члены ордена создали для своих нужд храм Урании-Исиды, где занимались обучением и самообучением оккультным дисциплинам.

В общем-то, орден Золотой Зари был отражением своего времени: основатели пытались придать своей организации университетскую строгость и составляли занятия так, словно это были уроки в вузе. Рационализм эпохи проявился в попытках выстроить логически выверенную систему магии и обучения ей. В общем, это и вправду был своего рода Хогвартс, только с элементами сексуальной магии и расширяющими сознание веществами (мандрагорой в том числе). 

Орден просуществовал почти сто лет — до 1970-х. За это время в нем были замечены многие яркие и светлые умы своего времени: поэт Уильям Йейтс (кстати, советуем его «Кельтские сумерки»), писатель Артур Мэйчен, химик Уильям Крукс. Особое место среди знаменитостей занимает Алистер Кроули, создатель учения Телема, шпион, авантюрист и основатель Аббатства Телемы, где ритуальные оргии под кокаином практиковались чаще, чем занятия по квиддичу в «Гарри Поттере».

инсценировка смерти инсценировщики смерти отвратительные мужики disgusting men
Алистер Кроули

Однако благими намерениями устлана дорога в четвертую щель восьмого круга Ада (куда отправляются оккультисты, согласно Данте). Со временем разложение затронуло и орден Золотой зари, причем во многом из-за откровенно саботажных и эпатажных действий Алистера Кроули. В сообществе начались брожения и бунты, виднейшие участники ордена изгонялись (этого не избежал даже один из основателей, Мазерс), раскол следовал за расколом. Однако Золотая Заря до сих пор почитается как едва ли не важнейшая веха оккультизма со времен Средневековья. Осколки организации существуют и по сей день. Как и в случае с виккой, осколки эти нередко враждуют.

Что вы проходили бы на парах, если бы поступи на обучение в Хогвартс орден Золотой Зари?

4 главных инструмента ордена: жезл (огонь), кубок (вода), пентаграмма (земля) и кинжал (воздух)

Адепты Золотой Зари действительно были обязаны усвоить довольно большой корпус знаний. В основе их работы лежала так называемая «Шифрованная рукопись» — зашифрованный свод правил и ритуалов, который основателям ордена якобы передали некие таинственные розенкрейцеры. Причем рукопись выглядит незаконченным черновиком неизвестного оккультиста, вхожего в какой-то иной, более старый орден. Но эти 60 страниц — лишь базис, участник Золотой Зари был обязан обучаться множеству дисциплин (помимо желательного знания греческого и латыни, конечно же):  

— Астрология;
— Гадания (в том числе таро, именно члены Золотой Зари Артур Уэйт и Памела Колман Смит создали самую известную колоду);
— Герметический корпус — философские трактаты, приписываемые синкретическому божеству Гермесу Трисмегисту (по сути, оккультизм Ренессанса);
— Енохианская магия (общение с ангелами), созданная британским астрологом Джоном Ди в XVI веке;
— Христианская каббала эпохи Возрождения;
— Алхимия.

Кроме этого Золотая Заря изобретала собственные ритуалы, постоянно усложняя их и развивая запутанную иерархию посвященных. К слову, тема с волшебными палочками и жезлами вдохновляла адептов ордена не меньше, чем Роулинг. Каждый член ордена должен был уметь самостоятельно сотворить себе волшебный жезл. В общем, были в этом «университете» и своего рода уроки труда. Процитируем книгу «Средневековая магия. Визуальная история ведьм и колдунов»:

«Посох Высокого адепта, использовавшийся при инициации, был раскрашен в четыре цвета и обладал навершием с египетским изображением крылатого солнечного диска и змей вокруг него. 

Вырезанная из дерева голова птицы украшала скипетр феникса, который требовался при обрядах второго уровня посвящения. 

Посох, увенчанный лотосом, использовался в ритуалах обычных адептов и был раскрашен в двенадцать цветов, соотносящихся со знаками зодиака.

Метровый желтый посох Канцелляриуса, украшенный шестиконечной звездой, символом совершенства и баланса стихий, обозначал власть секретаря ордена.

Красный скипетр Иерофанта с набалдашником в виде короны служил символом силы, Дерева Жизни… Использовался для открытия и закрытия храмов Золотой Зари.

Посох Гегемона с епископской митрой на верхушке символизировал мудрость религии и требовался для инициации.

Наконец, скипетр Премонстратора, предсказателя, который обучал членов ордена, представлял собой синий посох с навершием в в форме мальтийского креста».

Магический жезл Алистера Кроули: внутри железный сердечник, снаружи слоновая кость

Примечательно, что основатель викканства Гарднер перенял любовь Золотой Зари к жезлам и их уменьшенным версиям, палочкам. Однако он, не будучи посвященным, нередко путал цвета и в целом, кажется, больше додумывал, чем знал. Однако его последователи развили собственную эстетику и, если угодно, метафизику волшебных жезлов. Виккане ожидаемо угорели по «интуитивному» созданию палочек: в ход идут странные, изогнутой формы ветви, которые покрываются сигилами и украшаются как Рогатый бог на душу положит. Чистый акт творчества. В общем, иронично, что даже в оккультизме нашлось место для чванливого разделения на аполлонически-рациональных «технарей» (Золотая Заря) и дионисийски-постмодерновых «гуманитариев» (виккане).


Эпилог


гарри поттер и оккультизм чем вдохновлялась джоан роулинг

Не факт, что Джоан Роулинг обладает глубокими познаниями в истории оккультизма, но она точно имеет широкий кругозор. Ее эрудиция затрагивает викканство и орден Золотой Зари, средневековые гримуары и ренессансные артефакты, вроде жезлов и кубков. Однако все это преломляется так, чтобы сделать мир волшебства понятным нам, обывателям.

Маги становятся похожими на технологов, сама магия отражает наши страхи по поводу технологий и их апокалиптического потенциала. Палочки превращаются в магические пистолеты, метлы — в повседневный транспорт. Даже гностический храм Исиды-Урании, где адепты пытаются познать тайную сущность Бога, превращается в простую понятную школу — волшебную, но утилитарную и погрязшую в бюрократической рутине. «Любая продвинутая магия неотличима от технологии», а любая успешная франшиза должна быть неотличима от повседневной жизни.