Уходящий 2017 был годом повышенного интереса к фильмам ужасов — как со стороны зрителей, так и со стороны критиков. Достаточно вспомнить успех таких разных фильмов, как «Оно» или «Прочь», чтобы убедиться: хоррор сейчас в отличной форме. Но, помимо широко известных фильмов, в заканчивающемся году на экраны выходило немалое число не столь известных, но весьма качественных работ. В этом топ-листе Отвратительные мужики напоминают о неочевидных хоррорах — фильмах, которые не собрали астрономических сумм в прокате, но запали в душу поклонникам жанра. Это не студийный, а фестивальный хоррор — поэтому не удивляйтесь тому, что премьеры всех участников списка состоялись в 2016-м: в прокат (пусть и ограниченный) они выходили именно в 2017 году.
5
«Не вешайте трубку» (Don’t Hang Up)
Первый фильм режиссеров Дэмиена Масе и Алексиса Вайсброта начинается как типичный молодежный хоррор о телефонном пранке, который внезапно выходит из-под контроля двух приятелей-юмористов. Но чем дальше развивается сюжет, тем лучше понимаешь, что перед тобой не очередная вариация на тему «Когда звонит незнакомец», а скорее попытка сыграть на поле «Пилы», но в немного других декорациях. Хотя и это впечатление — не окончательное, поскольку фильм немного сложнее, чем хочет казаться большую часть экранного времени. Отдельно стоит отметить и совершенно неголливудский финал, искупающий клишированность некоторых более ранних сюжетных ходов.
4
«Не убивай его» (Don’t kill it)
Безусловно, guilty pleasure horror года: фильм режиссера Майка Мендеза (в фильмографии которого есть не только бессмертные шедевры вроде «Лавалантула» и «Мегапаук», но и менее известный — видимо из-за отсутствия гигантских пауков — триллер «Убийцы»), с Дольфом Лундгреном в главной роли. Лундгрен, без преувеличения, здесь блистает в роли охотника на демонов, которому предстоит выследить и обезвредить демоническую сущность, держащую в страхе небольшой городок, затерянный в американской глуши. Реки крови, черный юмор, предельно простой и очень динамичный сюжет — такого комедийного хоррора было очень много в 1980-е. Но фильм Мендеза выглядит не упражнением в стиле или любовным письмом ушедшей эпохе, а полноценным приветом из прошлого — в самом лучшем смысле этого слова.
3
«Гончие любви» (Hounds Of Love)
Тягучий, нервный и депрессивный фильм дебютанта-австралийца Бена Янга — не столько триллер о парочке маньяков, похитивших очередную жертву, сколько мрачная драма об извращенном любовном треугольнике. Фильм с успехом прокатился по жанровым фестивалям и собрал тележку наград и номинаций, причем успех у критики был местами зашкаливающий. Оно и понятно: здесь нет большого количества пыток или вырезанных внутренностей, зато очень много давящей атмосферы и безнадеги, которая нарастает с каждой минутой. Особый колорит фильму придает то, что его сюжет отчасти основан на реальных событиях, а конкретно — на истории пары австралийских маньяков Дэвида и Катерины Бирни, которые похищали, пытали и убивали девушек в пригороде Перта осенью 1986 года.
2
«Сырое» (Grave)
Дебютный фильм французского режиссера Джулии Дюкорно премьеровался не где-нибудь, а в Каннах, и получил весьма лестные отзывы критиков, несмотря на (а может и благодаря) обилие сцен, заставляивших фестивальную аудиторию покидать помещение. Это кино, сделанное в лучших традициях французской школы хоррора какой она стала в 2000-х благодаря фильмам типа «Внутри», «Мученицы» и «Кровавая жатва» — то есть все максимально физиологично при нарастающем сюрреализме происходящего. Начинаясь как история вегетарианки, случайно попробовавшей мясо на студенческом посвящении, «Сырое» превращается в историю о взрослении, оставаясь при этом каннибальским хоррором с еле заметной, но отчетливой социальной сатирой. Такая мутация здесь прошла более чем успешно, во многом благодаря отличным актерским работам Геренс Малирье и Эллы Рамф.
1
«Пустота» (The Void)
Помимо того, что канадский хоррор Стивена Костански и Джереми Гиллеспи — мой личный фаворит последних нескольких лет в категории «инди-хоррор», это еще и великолепный образчик столь востребованного сейчас закоса «под 80-е», но — с современными технологиями и без соскальзывания в ностальгию (для этого у нас есть «Очень странные дела»). Это абсолютно современный фильм, но снятый строго в духе малобюджетных мистических хорроров эпохи VHS (и трибьют всем грандам эпохи, от Джона Карпентера до Ламберто Бавы), причем сделанный совершенно серьезно. Как ни странно, последнее обстоятельство фильму скорее помогает, поскольку в дичающий на глазах сюжет (кучка случайных людей оказывается запертой непонятными сектантами в больнице, где начинают пробуждаться монстры из другого измерения) веришь еще быстрее. Фильм, кроме прочего, должны оценить фанаты Говарда Лавркафта — пожалуй, в текущем десятилетии еще не было истории, настолько тщательно воспроизводящей атмосферу прозы отшельника-визионера из Новой Англии.