15 августа в российский прокат выходит мистический хоррор «Заклятие Амелии», вдохновленный картинами Франсиско Гойи, мифами об Эдипе и стокеровским «Дракулой». Наш эксперт по хоррорам Дмитрий Соколов собрал для вас пятерку очень разных фильмов ужасов из Португалии — страны, которая редко попадает на радары фанатов жанра, но которой есть что предложить любознательным хоррор-энтузиастам.
«Заклятие Амелии» (2024)
Воспользовавшись сервисом анализа ДНК, американец Эд обнаруживает, что у него есть неизвестный родственник в Португалии — брат-близнец Мануэль. Приехав на семейный реюнион, Эд заодно знакомится со своей биологической матерью Амелией — жизнерадостной, но жутковатой старушкой, живущей в огромном особняке вместе с Мануэлем. Пока Эд погружается в генеалогические глубины, его девушка Райли начинает подозревать, что свежеприобретенная семья что-то скрывает. Покопавшись в местных легендах, Райли понимает: Эда тайно готовят к жестокому колдовскому ритуалу, который он не переживет.
В португальском кинематографе до сих пор не оформилась устойчивая хоррор-традиция, однако любопытные жанровые работы время от времени появляются. И «Заклятие Амелии» — одна из них. Это модернизированный готический хоррор, в котором есть все необходимые элементы: мрачная семейная история, аристократы-дегенераты, гигантский дом, полный пугающих теней и неприятных звуков, а сюжет замешан на темах инцеста и каннибализма.
Режиссер Габриель Абрантеш (дебютировавший в 2018-м сюрреалистичной комедийной драмой «Диамантино») не всегда удачно нагоняет саспенс, и фильм порой проседает в темпе, но зато потенциал основной локации использован толково. Гигантская вилла с кучей комнат, изогнутых лестниц и длинных коридоров смотрится как роскошная декорация к «хаммеровским» фильмам 1960-х, в которой легко заблудиться. Но еще больше впечатляет Амелия — криповая старуха с деформированными губами и лицом, будто залитым воском. Ведьма с первого взгляда выглядит как злой шарж на жертву пластической хирургии, сначала такой мейк выглядит смешно, а потом — страшно. В общем, перед нами точно не спящий хит и не громкий еврокульт, однако любителям готических сказок (пусть в современном антураже) стоит взять «Заклятие Амелии» на заметку.
«Лес потерянных душ» (2017)
В огромном лесу, где суицидники любят сводить счеты с жизнью, встречаются двое очень разных людей: пожилой семьянин Рикардо и молодая девушка Каролина. У них есть свои причины кончать жизнь самоубийством, но сначала новые знакомые решают прогуляться по живописным зарослям, чтобы в последний раз насладиться красотами природы. Невинная прогулка, однако, вскоре примет мрачный оборот, когда Рикардо обнаружит, что Каролина не та, за кого себя выдает.
Эстетский черно-белый слоубернер в прессе называли «слэшером о взрослении», однако не дайте хлестким фразам себя обмануть. При ближайшем рассмотрении «Лес потерянных душ» намного больше похож на артхаусную притчу с элементами хоррора. Убийств тут хватает, но главный упор сделан не на кровавые подробности, а на сеттинг, персонажей и диалоги. Начинаясь как черная комедия о двух самоубийцах, фильм постепенно превращается в сталкинг-триллер, а под конец приобретает оттенок драмы. Эта своеобразная комбинация, к сожалению, далеко не всегда работает успешно (главным образом из-за нарочито медленного темпа), но под финал раскочегаривается. А до этого впечатление скрашивают разве что легкий черный юмор («плохо убивать себя в плохом настроении, пойдем гулять!») и впечатляющие кадры гигантских лесов. Что же до убийств, то смерти оформлены хоть и простенько, но зато с нервным битом на саундтреке, добавляющим саспенса. В общем, где-то занятная, но излишне претенциозная жанровая вещица для тех, кто любит медленное и минималистичное кино.
«Дурная кровь» (2006)
Хавьер Монтейро и его семья унаследовали внушительных размеров дом в небольшой деревушке. Перебравшись из шумного Лиссабона в спокойную провинцию, семейство готово начать новую жизнь на новом месте, но спокойной она не будет. Как вскоре выяснится, местные жители хранят память о давнем проклятии, которое связано с родом Монтейро, и до сих пор сказывается на деревне. Поначалу Хавьер не верит этим рассказам, но когда в семье начинается череда странных инцидентов, ему придется изменить свое мнение.
Один из самых известных хорроров, снятых в Португалии в свое время, получил весьма сочувственные рецензии в прессе и даже выиграл престижную премию «Золотой глобус» (не тот, что в США, а местный — да, у португальцев он тоже есть) за лучший фильм. В принципе, понятно, за что: «Дурная кровь» — это толково сделанный гибрид семейной драмы и мистического хоррора. Что в нем особенно интересно — так это способы воздействия на зрителя. Саспенс тут связан больше не с призраками, а с кризисом семьи на фоне непонятных событий в доме. Правда, напряжения в кульминационных сценах не всегда хватает, но в качестве слоубернера «Дурная кровь» работает более-менее неплохо.
«Территория» (1981)
Две семьи туристов отправляются в поход где-то на юге Франции, однако приятное путешествие быстро превращается сначала в нервотрепку, а затем в нескончаемый кошмар. Загадочно исчезает проводник, дорога теряется в зарослях, рядом тусуется странного вида парочка, найти выход из огромного лесопарка невозможно. Кажется, будто любая тропа лишь заводит потерявшихся людей подальше в глушь. Отчаявшиеся туристы начинают враждовать, мало-помалу утрачивают связь с реальностью, а затем, чтобы не потерять остатки разума, изобретают религию на стыке католицизма и каннибализма.
Малоизвестный фильм мастера экспериментального кино Рауля Руиса (известного сюрреалистичными драмами «Город пиратов» и «Гипотеза украденной картины») представляет собой психологический хоррор, в котором перемешаны мистика, черный юмор и социальный комментарий. Работая в традиции, близкой ромеровским зомби-хоррорам, Руис показывает, как быстро в экстремальных условиях с человека слезает тонкая пленка цивилизованности, а приятные люди превращаются в параноидальных дикарей, готовых рвать и жрать друг друга по частям. Представьте себе советский «Город Зеро», только про людоедов и снятый в лесах Дэвидом Линчем — примерно так это выглядит.
P.S. Да, Руис, конечно, чилиец, а снимался фильм во Франции, но финансировался крупным португальским продюсером Паоло Бранко (а на американскую версию, говорят, подкинул деньжат Роджер Корман), и съемочная группа состояла во многом из портуальцев, так что по формальным признакам место в подборке ему обеспечено.
«Черная месса» (1972)
Во время отдыха на границе Испании и Португалии влюбленная пара — Роджер и Вирджиния — встречают Бетти, старую подругу Вирджинии. В треугольнике быстро возникает серьезное напряжение, ввиду того, что воспылавший страстью Роджер подбивает новую знакомую путешествовать с ними, приводя Вирджинию в тихую ярость. Назло обоим спрыгнув с поезда, Вирджиния решает провести ночь в руинах деревушки, где, по легенде, покоятся останки рыцарей-еретиков, которым птицы выклевали глаза. Поспать девушке не удастся: слепые мертвецы восстанут из могил и сорвут с красотки кожу живьем. Разбираться с еретическими зомби придется Роджеру и Бетти, которые отправятся искать Вирджинию, но найдут лишь ее хладный труп.
Хоть этот фильм по хронологии оказался в конце списка, не забывайте, что лучшее блюдо часто подают последним. Снятый при участии португальцев и испанцев в окрестностях Лиссабона и Мадрида, этот фильм Амандо де Оссорио — один из лучших образчиков европейского зомби-хоррора 1970-х. Здесь прекрасно все: сюжет (тамплиеры кромсают голых женщин во славу темных сил!), местный колорит (все снималось на натуре, в реальных средневековых развалинах), густая атмосфера (с легким налетом готики и лесбийской эротики), а также превосходные зомби. Слепые рыцари в истлевших плащах медленно выползают из могил, скрипя костями, и настойчиво тянут давно сгнившие руки к свежей плоти. Фильм снискал культовую славу, быстро обзавелся сиквелом («Возвращение слепых мертвецов», где мертвяки резво скачут на костлявых лошадях, рубя мечами всех вокруг), и сделал де Оссорио одним из зачинателей испанской школы хоррора.