На российские экраны выходит фильм «Оцепеневшие от страха» — аргентинский хоррор, уже собравший порядочно положительных отзывов от зарубежных критиков. Рассказываем о том, чем кино может зацепить поклонников жанра, и чего вообще ждать от этой «истории с привидениями», которая стала едва ли не самым заметным фильмом ужасов из Аргентины за последние годы.
На сонной улице где-то в пригороде Буэнос-Айреса происходит череда странных и пугающих событий. Сначала погибает под колесами автобуса маленький мальчик, затем из соседнего дома неизвестно куда пропадает жилец, а на жившую рядом женщину нападает нечто, исполосовавшее ее тело сверху донизу. Муж, взятый под стражу, твердит о какой-то невидимой силе, хотя сам не понимает, что именно произошло в ту ночь. Трое исследователей паранормальных явлений (вместе с местным полицейским, ничего не понимающим в сверхъестественном) решают провести ночь в каждом из домов, чтобы выяснить, не связаны ли все эти происшествия. Разумеется, до рассвета доживут далеко не все.
Дэмиан Рунья (здесь он не только режиссер, но и сценарист) в хорроре работает давно, и «Оцепеневшие от страха» для него не первая работа, но первая, получившая широкую известность за пределами его родной Аргентины. Однако никакого местного колорита здесь нет. Наоборот, все локации подобраны так, что о месте действия ничего не напоминает (кроме, разве что, имен персонажей и редких надписей на испанском). В этом обезличивании есть смысл: перед нами — универсальный сюжет, а не вариации на тему местного фольклора.
Для начала надо сказать, что кино, вероятно, многие будут пытаться сравнивать с «Астралом» (на что намекает даже русскоязычный тэглайн), но, на самом деле, здесь куда больше не от классических историй о призраках, завязанных на семейные тайны, а от «Сайлент Хилла» или, может быть, «1408» — за вычетом морализаторства и, опять-таки, семейных коллизий. Это рассказ о том, как медленно но верно нарушается грань между привычной жизнью и потусторонним миром, куда легко провалиться в любой момент. Разумеется, если находишься в подходящем месте.
Как следствие — не ждите обилия скримеров или расчлененных тел. То и другое в фильме присутствует, но акцент сделан на выстраивание параноидальной атмосферы, чему помогают неплохие актерские работы и аккуратная работа с показом собственно призраков. Они, кстати, не совсем призраки в привычном понимании, но развернутых объяснений на этот счет ждать не стоит, по полочкам в финале никто ничего раскладывать не будет, в противовес тому, что можно видеть во многих современных хоррорах, где куда ни плюнь – детская травма, индейское кладбище или не успокоившийся после смерти психопат-убийца.
При этом кино сделано человеком, явно смотревшим многие известные хорроры (от «Кошмара на улице Вязов» до «Паранормального явления»), но не просто запомнившим из них отдельные яркие моменты, а собравшим из вороха жанровых образцов что-то свое, пусть и не слишком оригинальное. Это, пожалуй, единственное, что можно предъявить в качестве претензий: сделано все очень атмосферно и местами даже красиво, без набивших оскомину штампов, но многие любопытные моменты в фильме только обозначены, или же вообще задвинуты на задний план.
Хоррор «Оцепеневшие от страха» (Aterrados) показывается в российских кинотеатрах с 15 ноября.