Первая массивная новинка декабря — исторический триллер «Шпионский мост» — уже идет в кинотеатрах. Картина будто прибыла на экраны из недалекого прошлого, но это ей совсем не вредит.
На Глиникском мосту в Берлине не единожды проходил обмен шпионами между США и СССР, за что его и нарекли «шпионским». Названный в его честь фильм рассказывает о первой сделке между государствами в разгар холодной войны: 10 февраля 1962 года советская сторона отдала пилота-разведчика Фрэнсиса Пауэрса, а получила шпиона-полковника Рудольфа Абеля. Центральное место в картине занимает бруклинский адвокат Джеймс Донован, который сначала представлял интересы Абеля в американском суде, а затем руководил обменом между тихо враждующими странами. Его отлично сыграл Том Хэнкс, воплотивший в этом образе эталон гуманности, справедливости и законности. Собственно, об этом же и «Шпионский мост».
В то время отношения между двумя крупнейшими державами мира были максимально напряжены: они подозревали друг друга, держали руки на красной кнопке и гремели термоядерным арсеналом. Картина хорошо передает остроту этого сосуществования, без иллюзии «тут свои — там чужие». Здесь нет ни грамма так называемой «клюквы»: русские показаны честными, принципиальными и закрытыми людьми. Места для напускного звездно-полосатого патриотизма также не нашлось: есть и лживые чиновники, и тупые судьи, и недалекие граждане. При этом с обеих сторон присутствуют здравомыслящие персонажи, которым не нравится тотальное запугивание предполагаемой ядерной войной и которые всеми средствами пытаются не допустить развития такого сценария.
Но удивительным оказывается не то, что советская власть в «Шпионском мосте» не демонизируется, а американские школы показаны как образчики государственной пропаганды. В фильме, на минуточку, великого Стивена Спилберга, нет правых и виноватых. Есть история одного известного адвоката, которому досталось дело планетарной важности. И элементарная правда, показанная режиссером, состоит в том, что никакая идеология не стоит человеческой жизни. Именно за последнее и борется герой Тома Хэнкса: уходит от своего гражданства и страны, в которой живет, в сторону правды и честности. А это особенно трудно далось Джеймсу Доновану: в том мире все было жестче, чем сейчас: есть враг, есть друг, остальное не твоего ума дело.
«Шпионский мост» вышел удивительно старомодным и при этом актуальным: во время просмотра не покидает ощущение, что это фильм середины или даже начала 90-х, когда дух соперничества Советского Союза и Штатов еще не выветрился, и буквально вчера вышла карикатурная «Красная жара». Но нет, на улице 2015: нервозность в отношениях США и России появилась снова, а виноватых так и не нашли. Спилберг не случайно прибегнул к простым и старым истинам: можно лишь с их помощью показать, что обе страны живут по-своему, и им давно стоит найти общий язык.
Не понравиться «Шпионский мост» может тем, кто не терпит нравоучительное кино. Все-таки Спилберг чуть увлекся в своем морализаторстве и в некоторых кадрах переходит на чтение нотаций. И не засыпаешь на сеансе потому, что к сценарию он привлек братьев Коэнов, которые наполнили сюжет дополнительными смыслами. Кому-то покажется, что это картина о стойкости и принципах, а кто-то решит, что история Донована — целиком о патриотизме и верности родной стране. Собственно, благодаря этому многообразию прочтений, фильм, целиком состоящий из диалогов, получился таким захватывающим.
«Шпионский мост» идет в российских кинотеатрах с 3 декабря.