Disgusting Men продолжает рассказывать о главных течениях хоррор-кинематографа. В прошлый раз мы говорили о found footage — самом современном направлении, а сегодня вспомним одно из самых старых — фильмы о чудовищах. У этого подвида много наименований, но чаще всего встречаются такие термины как monster movie и creature feature. Названия указывают на главную особенность: в центре сюжета здесь — бесчинства всевозможных монстров (очень часто — гигантских), и масштаб этих бесчинств обычно достаточно глобальный, в отличие от большинства хорроров, где действие разворачивается в более или менее локальных пространствах, типа маленьких городков или уединенных мест, будь то заброшенная бензоколонка или древний монастырь. Из всех видов хоррора этот имеет больше всего связей с научной (или не очень) фантастикой, так что порой бывает трудно отличить одно от другого. Впрочем, история фильмов про чудовищ не сводится только к пришельцам и мутантам, как вы сможете понять, прочитав наш ликбез.
«Чудовище с глубины 20 000 саженей», 1953
Этот фильм Эжена Лурье, снятый в начале 1950-х, был первым образчиком «кино про монстров», задавшим жанровый стандарт. В отличие от гремевшего в 1930-е годы «Кинг Конга» и его сиквелов, история про радиоактивного редозавра, разрушающего Нью-Йорк, была выдержана не в авантюрно-приключенческой, а в научно-фантастической стилистике, характерной для того времени. Здесь все базовые элементы подобных фильмов впервые сложились во взаимосвязанный сюжет, который затем копировали и модернизировали (более или менее успешно) все последующие поколения режиссеров. Сюжет, что интересно, представлял собой не оригинальный сценарий, а переработанную версию рассказа Рэя Брэдбери «Ревун» (от которого, впрочем, в фильме осталась одна-две сцены). Помимо прочего, с этого фильма началась слава Рэя Харрихаузена, самого, наверное, знаменитого постановщика спецэффектов в Голливуде 1950-х.
«Годзилла», 1954
Японский монстр-фильм был в какой-то степени ответом на «Кинг Конга» и недавний фильм про редозавра, но очень быстро приобрел самостоятельную значимость. Иширо Хонда создал второй по узнаваемости международный хоррор-брэнд в жанре monster movie, соперничающий с гигантской обезьяной из Голливуда. «Годзилла» особенно интересен именно тем, что это едва ли не единственный пример такого рода: практически все известные фильмы про монстров родом из США, в то время как японский ящер, крушащий города, смог составить им достойную конкуренцию.
«Они!», 1954
Это первый представитель особого подвида фильмов про чудовищ, а именно — big bug movie, в котором хаос и разрушение сеют мутировавшие (вариант — занесенные из космоса) насекомые. Режиссер Гордон Дуглас снял — как может казаться теперь, из начала XXI века — совершенно бесхитростную историю о гигантских муравьях, которые пожирают все на своем пути. Но на самом деле в фильме нашлось место не только спецэффектам (за которые, кстати, его номинировали на «Оскар»), но и актерской игре, а также вполне приличному сценарию, которые во многом и удерживают интерес к происходящему сейчас.
Этот фильм, кстати, отчасти был процитирован в одном из заданий Fallout 3.
«Муха», 1958
Еще один классический фильм про чудовищ из 1950-х, на этот раз — довольно нетипичный: речь в нем идет не о гигантских монстрах, разрушающих города, а о более камерной истории гениального ученого и обычной комнатной мухи. Курт Нойман создал модельный сюжет типа «во время эксперимента что-то пошло не так», следы которого можно легко найти в огромном количестве современных фильмов и сериалов. Культурное влияние фильма оказалось настолько значительным, что он породил пару сиквелов (что ожидаемо) и всем известный ремейк (снятый в 1986-м Дэвидом Кроненбергом), и даже одноименную оперу, поставленную на Бродвее ровно через 50 лет после выхода фильма.
«Седьмое путешествие Синдбада», 1958
В отличие от большинства представленных в списке фильмов, этот — не про инопланетян, мутантов или затерянных в джунглях динозавров. Да и к хоррору, строго говоря, причислить его можно очень условно. Тем не менее, влияние на жанр он оказал существенное.
В основе ленты — сказание о Синдбаде-мореходе, творчески переработанное режиссером Натаном Джураном. Именно после выхода (и кассового успеха) этой ленты фильмы про чудовищ пополнились еще одной категорией: историями на мифологической основе, а к Годзилле, Кинг Конгу и радиоактивным насекомым прибавились циклопы, Птица Рух, Гидра и прочие популярные герои мифов и легенд. Так что почти все современные блокбастеры на эту тему в той или иной степени обязаны именно этой работе.
«Кью», 1982
Фильм этот известен главным образом специалистам по жанру, а не широким народным массам, однако пропускать его не стоит — хотя бы потому, что это очень редкий пример того, как режиссеру (здесь это Ларри Коэн) удается сочетать мифологические сюжеты (в данном случае — историю о Кецалькоатле, гигантском крылатом змее) и антураж современного мегаполиса. При этом фильм до определенного момента развивается скорее в детективном русле, что заставляет зрителей гадать на тему «кто убийца». В общем, штучный товар, который не стоит пропускать любителям хоррор-кинематографа.
«Нечто», 1982
Один из самых известных фильмов легендарного Джона Карпентера, мастера американской школы хоррора. Снимая ремейк классического фильма 1950-х, Карпентер полностью переделал его концепцию, значительно убавив научной фантастики и добавив как можно больше хоррора, чему способствовали не только сеттинг затерянной во льдах полярной базы, но и передовые (особенно на тот момент) спецэффекты, во всех деталях изображающие метаморфозы инопланетной твари. Сюжет, предложенный Карпентером, равно как и созданная им атмосфера нагнетаемой паранойи, подали запоминающийся пример множеству последующих режиссеров, не желающих изображать традиционных монстров-гигантов, и вместо этого сосредоточенных на более камерных историях.
«Дрожь земли», 1990
Этот фильм Рона Андервуда — прекрасный пример того, как можно отдать дань уважения классике монстр-фильмов, при этом оставаясь современным. С одной стороны — совершенно типичный для классических creature feature сеттинг маленького американского городка, который подвергается нападению гигантских чудовищ (в данном случае — подземных). С другой — щедро сдобренные юмором диалоги, напоминающие о том, что на дворе конец ХХ столетия, когда в фильмах уже не принято с серьезным лицом рассуждать о том, что атомные испытания неизбежно порождают гигантских мутантов-разрушителей.
«Вторжение динозавра», 2006
Монстр-фильм из Южной Кореи, примечательный, однако, не столько страной происхождения (в Азии снимают много разного и хорошего хоррора), сколько попыткой совместить монстр-фильм и семейную драму. В центре внимания здесь не гигантский морской змей, который завелся в одном из прудов прямо в центре Сеула, а проблемная семья, которой пришлось столкнуться с этим чудовищем. Да, звучит это несколько странно, но нельзя сказать, что гибрид получился нежизнеспособный: наоборот, позднее американцы переняли этот подход при ремейкизации «Годзиллы» в начале 2010-х.
«Мгла», 2007
Фрэнк Дарабонт известен как один из наиболее талантливых режиссеров, работающих с литературным наследием Стивена Кинга (он снял, в частности, «Побег из Шоушэнка»), и этот его фильм — первый, где за основу взято чисто жанровое произведение с минимумом драматических вкраплений. Предельно простой сюжет о людях, запертых в супермаркете и окруженных странным туманом, из которого начинают лезть всевозможные чудовища, Дарабонт превратил в острое критическое высказывание на тему темных сторон человеческого поведения, что и выделяет «Мглу» на фоне большинства современных монстр-фильмов, представляющих собой, как правило, чисто развлекательный продукт.
Monster movies проделали длинный путь от фильмов, почти неотличимых от научной фантастики до весьма широкого спектра вариаций, включая комедийные и даже драматические. Правда, в современном кино хоррор-компонент в таких лентах часто сокращен до минимума, поскольку размыт между другими составляющими. В этом смысле creature feature — раритетный поджанр, и в чистом виде его сейчас встретить сложно. Наряду с этим, элементы монстр-фильмов пронизывают почти любой современный блокбастер, так что наследие этих лент все еще дает о себе знать.