18 января в прокат вышел новый фильм способного английского режиссера Джо Райта («Искупление», «Анна Каренина») — про то, как Уинстон Черчилль спасал родину в разгар Второй мировой. Рассказываем, почему кино понравится не только тем, кто интересуется фигурой титана и эпохой Второй мировой, но и каждому, кому небезразличен Гэри Олдмен.
1940 год. Мировая война набирает обороты. Нацистская Германия планомерно захватывает одну материковую европейскую страну за другой. Самая могущественная из них — Франция — еще не сдалась, но это вопрос времени. Островная Великобритания, которая должна стать последней целью Гитлера в Европе, находится на грани краха: ее армия застряла в Дюнкерке и может быть полностью уничтожена, самолетов, кораблей и наземной техники катастрофически не хватает, будущие союзники пока не спешат вступить в войну.
Именно в этой ситуации Георг VI назначает премьер-министром Соединенного Королевства Уинстона Черчилля — 67-летнего политика со смутным прошлом, а также с хроническими привязанносями к сигарам и алкоголю. Именно этому чудаковатому деду в шляпе придется в ближайшие месяцы спасать страну от кажущейся неминуемой капитуляции перед Германией.
1940-й — возможно, самый сложный год в истории Великобритании, а Уинстон Черчилль — его главный герой. Странно, что эти события и персонаж постоянно появлялись в разных фильмам, сериалах и документалках, но до 2017 года так и не заслужили отдельного фильма. За экранизацию самых смутных месяцев XX-го века для всего Соединенного королевства взялся Джо Райт — способный английский режиссер, прогремевший десять лет назад с драмой «Искупление», которая тоже была частично посвящена Второй мировой.
Возможно, из традиционного британского уважения к истории, возможно, из-за чего-то еще, Райт подошел к теме слишком буквально, не стал выпендриваться и все усложнять. Его «Темные времена» — это (и в хорошем, и, увы, в плохом) очень традиционное историческое кино, в котором события 1940 года последовательно и линейно пересказываются без каких-либо сносок или отступлений от хроники, словно по «Википедии».
Но за событиями того года, как и за причудами и странностями, возможно, самого величайшего британца в истории, наблюдать все равно интересно.
Вот Черчилль выпрашивает по прямой линии у Рузвельта эсминцы и самолеты времен Первой мировой, а тот постоянно ехидно отказывает. Действовать США станут только после Перл-Харбора.
Вот Черчилль стоит на своем и, жертвуя частью армии, выигрывает время для операции спасения войск в Дюнкерке. В перерывах между важными государственными решениями он много пьет виски и шампанского, ходит по офису голышом и толкает пламенные речи, которые режут уши кисельным британским лордам, которые все еще надеются на хрупкий мир в Европе. В его личности сочеталась патриотическая храбрость и почти младенческое милосердие. И «Темные времена» — еще один фильм, который очень точно подсвечивает все изгибы его характера во время войны.
Другое дело, что за пределы более-менее сформировавшегося по той же «Википедии» или даже по самым дурным и поверхностным фильмам образа Черчилля, Райт так и не выходит. Как не позволяет себе никаких авторских замечаний по поводу исторической личности.
За скобками остаются и многие отличительные и интересные черты Черчилля — увлечение живописью, литературой, собственным садом и даже супружеская преданность. Некоторые — по понятным причинам, некоторые — нет. И получается, что «Темные времена», в лучшем случае (особенно, учитывая трусливость и отстраненность его авторов), выполняет роль краткого экскурса в историю, что, конечно, грустно, учитывая исполинскую мощь фигуры Черчилля и событий 1940 года. Сам премьер-министр, если был бы жив, точно бы Райта за это отругал — о смелости и непреклонности политика знали все.
Но одна безоговорочная причина, даже для тех, кто изучил биографию Черчилля вдоль и поперек, смотреть «Темные времена» есть — это Гэри Олдмен. Один из самых пластичных актеров мирового кино, он сражается не только с материалом, но и с увесистым гримом на лице. Ограничение в лицевой пластике Олдмен с лихвой перекрывает копированием движений Черчилля. И, несмотря на то, что наблюдать за этими преображениями великого артиста как минимум интересно, будет довольно забавно, если Олдмен все-таки получит «Оскар» через пару месяцев именно за свою самую статичную роль.
«Темные времена» могли быть намного любопытнее, если бы в них было больше частностей и меньше общих деталей. Единственная свежая и интересная мысль в фильме спрятана в финальных титрах — о том, что Черчилль в годы Второй мировой, несмотря на все, был по сути не столько премьер-министром великой державы, а скорее антикризисным менеджером, который потерял пост по окончании войны. Впрочем, даже она кажется нелепицей для всех, кто знает хотя бы о втором пришествии Черчилля во власть, Фултонской речи и других свершениях его послевоенной карьеры.