17 мая 2015 года в американский и ограниченный мировой прокат вышел криминальный триллер «Зеленая комната». Режиссер Джереми Солнье, обладатель приза Международной федерации кинопрессы, во второй раз снял камерный темный фильм о выживании и глубинах человеческой ненависти. В центре сюжета — панк-группа The Ain’t Rights, которая случайно попадает на место преступления и становится целью местных радикальных националистов.
Фильм не кажется тяжелым или напряженным с самого начала — первые полчаса рассказывается история обычной туровой команды, которая колесит по США, перебивается подножным кормом и сливает бензин из чужих автомобилей на парковках. Разговоры у них сугубо приземленные: какую группу взяли бы с собой на необитаемый остров, какие уроды все вокруг, и чем бы догнаться после трех стаканов пива.
Отличие «Зеленой комнаты» от других фильмов о рок-группах состоит в том, что здесь зритель сразу видит, где герои лажают. Они неуверенные в себе молодые люди, которым очень хочется настоящих панк-приключений — к примеру, исполнить песню Dead Kennedys Nazi Punks Fuck Off перед толпой пьяных скинхедов. Но в их поведении читается: «Мы понятия не имеем, что делаем, нам просто дико нравится быть бунтарями». И правильно: будь они самовлюбленными рок-героями, фильм не был бы таким захватывающим.
Хоть события и развиваются реактивно, сюжетная линия «Зеленой комнаты» наглядна. Угодив в западню, сами панки не сразу понимают, что им конец, а зрителю все моментально становится ясно. При этом «Комната» остается непредсказуемым фильмом, он постоянно рушит все ожидания и догадки. «Игра Престолов» нервно трясется в углу от того, насколько обреченными кажутся главные герои этого кино. Солнье удалось еще раз обмануть зрителей: когда кажется, что все будет хорошо, кому-то простреливают башку из дробовика. Когда начинаешь верить в смерть — злодеи оступаются, и герои вдруг получают шанс. Волновая структура делает из «Комнаты» очень эмоциональное кино; смеха в нем ровно столько же, сколько истерического крика или депрессивного страха.
Шанс довести немного наркотическую историю с несколькими героями к общему знаменателю выпал настоящим мастерам актерства. Важнее всех тут Антон Ельчин — яркий член экипажа из «Звездного пути», вероятней всего, сделал бы после этой роли большой шаг в своей карьере. Здесь Ельчин исполняет роль настоящего лидера: он не стоит на первом плане, но дергает за все ключевые нити и принимает самые разумные решения. Да и играет он значительно лучше многих коллег.
Совсем иначе выглядит Патрик Стюарт: дед с привычно доброй физиономией перевоплотился в первосортного урода и маньяка. Он приказывает собакам грызть, людям резать, головорезам бить — он мозг националистической организации, и от его голоса и взгляда потеют ладони. А еще здесь совсем другая Имоджен Путс в образе боевой подруги с космически красивыми глазами.
«Зеленая комната» — кино не про комнату и даже не про панк-группу. Оно, в общем, о вечном: как далеко может зайти человек, когда ему совсем нечего терять. Сейчас Джереми Солнье лучший в жанре стремительного триллера с жирным экшеном, внушительным объемом мяса и крови и настроением полной растерянности.