2 марта в прокат вышла заключительная часть истории о Росомахе — «Логан». Подходящая по всем параметрам под песню Джонни Кэша, тяжелая и беспросветная лента заодно отобрала у «Дэдпула» лавры лучшего фильма по комиксам нынешнего поколения.
2029 год. Дни минувшего будущего для супергероя Росомахи превратились в суровые будни настоящего для старика Логана. Его возраст давно перевалил за сотню лет, когти вылезают не до конца, а былая регенерация не спасает. Он постарел вместе со своим наставником — Чарльзом Ксавьером, которому помогает не сойти с ума на закате жизни. По традиции, у Росомахи появляются проблемы: то ли правительственные, то ли нанятые головорезы снова зашли на его территорию и заодно принесли несколько «приветов» из прошлого.
Если вы читали последние интервью Джекмана или хотя бы раз открывали комикс «Старик Логан», то вам не нужно бояться спойлеров. Последняя глава приключений Росомахи — самый мрачный, привет «Хранителям», жестокий, алоха «Дэдпул», и насыщенный фильм, основанный на комиксах. Он настолько депрессивный, что первые минуты героя жалеешь, словно того пенсионера с лестничной клетки. Затем история раскручивается, благодаря чему монохромная картинка приобретает краски. Чаще всего — крови: в кадре летают конечности, бьют красные фонтаны, мелькают человеческие внутренности. Рейтинг «только для взрослых» означает «только для тех, кто устал от фильмов Marvel» — то есть для всех нас.
Оказывается, режиссеру Джеймсу Мэнголду, поставившему скучнейшую предыдущую часть «Росомахи», не хватало творческой свободы и немного веселья. Нынешний Логан не открывает клетки с детьми — ему даже самого себя спасать уже надоело. Он устал, он хочет спокойствия и смерти, поэтому дерется без жалости. Такого яростного и правдоподобного Хью Джекмана не было давно. То ли актер наслаждается последним воплощением Росомахи, то ли ассоциирует себя с престарелой звездой комиксов — он здоров, свеж и светел, хоть уже совсем не молод. В реальности австралиец борется с раком кожи, в фильме — зализывает раны и хранит адамантиевую пулю на тот случай, когда станет совсем худо.
В более чем двухчасовом «Логане», по примеру недавнего «Безумного Макса», нет длительных пауз. История проносится сквозь горы трупов и небольшое вкрапление диалогов, чтобы вы не забывали, что это не тупорылый боевик, а в первую очередь драма о потере надежды и веры в будущее. Честно сказать, хотелось бы увидеть последнюю часть Росомахи на Netflix, а не в кино — можно всего в двух сериях.
Событий так много, и они настолько яркие и запоминающиеся, что хочется выйти на антракт, покурить, сказать товарищу: «Не, ну ты видел, как он его?!», а затем вернуться в зал и досмотреть, возможно, главный блокбастер начавшегося года
В нем саундтрек с бойким пианино, нет ненужных соплей или деталей, которых вы не запомните. В «Логане» вообще все на месте — это кино, из которого нечего убрать, но в него и нечего добавить. Его единственная беда несколько типична для комиксного кино: герои настолько разнообразные, что плоские злодеи меркнут на их фоне и совсем не запоминаются.
Мэнголд не только поставил бодрые перестрелки и научил актеров правильно убивать друг друга — он собрал атмосферный фильм, существующий внутри себя. В принципе, можно вообще не следить за вселенной «Людей Икс» и получить от «Логана» удовольствие. Режиссер подарил фанатам того самого Логана — зверя, который не хотел становиться таким, уже давно не мечтающего о нормальной жизни. Авторам удалось удачно перенести супергеройскую мораль про «помоги ближнему» в реальный мир, где мутантов давно нет, подростки хотят стать не Человеком-Пауком, а Элоном Маском, а по округе носятся беспилотные грузовики.
В некоторых эпизодах Мэнголд прямо говорит нам с экрана, что человечеству, даже самому продвинутому, нужны герои. Отчасти по этой причине во вселенной «Логана» есть комиксы о супергероях, которые Росомаха называет «фейковой историей». Конечно, ведь в книжке с надписью «Люди Икс» он — молодой герой, а в реальности — старик с бутылкой виски, на которого каждый день сваливаются проблемы и родственники. Нас, как и его, задолбали комиксы про людей в полосатых трико, поэтому нам нравится «Логан» — мрачный, но настоящий фильм о парне с когтями и большим сердцем.
В каком-то смысле ленту можно было бы назвать роуд-муви: герои убегают от проблем, попутно отстреливают всяких дураков и становятся маленькой семьей. Но у «Логана», в отличие от многих супергеройских картин, в центре — прекрасная история о двух людях — отце и дочери. Лучшие сцены — это их неумелые разговоры, лучшие драки — их когтистые комбо, лучшая драма — это их прощание. Актриса Дафни Кин встанет в один ряд с Милли Бобби Браун из «Странных дел», потому что она такая же отвязная и живая. Одиннадцатилетние девочки еще покажут Голливуду рок-н-ролл, потому что в «Логане» Дафни сумела превзойти по злости и харизме самого Хью Джекмана.
В ближайшие пару месяцев гик-сообщество будет слюной истекать от того, что ему наконец-то подарили каноничный комикс-фильм. Советуем быть умнее и не сравнивать «Логана» с The Last of Us, потому что это не он. «Логан» — это скорее «Леон» в адаматиевой обложке и с осовременненными перестрелками. Многогранная история о том, как меняются поколения и новая жизнь приходит на замену старой. Интимное и талантливое кино, которое за внушительный хронометраж еле успевает рассказать трогательную историю. В зрительном зале кто-то наверняка пустит слезу, потому что «Логан» — это практически вестерн об одиноком рейнджере из Техаса, которому пора на покой.