В российский прокат выходит новый фильм Джона Ву, в котором Юэль Кинаман без лишних слов расправляется с засильем криминала в родном городе. Рассказываем о том, как мастер боевиков снял динамичный и кровавый фильм (почти) без диалогов:
Брайан Годлок — любящий муж и отец — переживает катастрофу, когда его малолетний сын по трагической случайности гибнет в бандитской перестрелке. Брайан тоже получает пулю, но чудом выживает, хотя из-за тяжелого ранения горла теряет голос. Едва выйдя из больницы, безутешный отец решает поквитаться с людьми, убившими его ребенка и начинает готовить масштабный план мести. Ровно через год после смерти сына Брайан выйдет на злые улицы, чтобы беспощадно покарать тех, кто держит город в страхе и убивает невинных людей.
Тридцать лет назад гонконгский режиссер Джон Ву ворвался в Голливуд с малобюджетным, но стильным боевиком «Трудная мишень». После этого был роскошный блокбастер «Без лица», менее известный (но вполне драйвовый) экшн-триллер «Сломанная стрела» и военный фильм «Говорящие с ветром». Успел Ву отметиться и в игровой индустрии, приложив руку к разработке экшна «Stranglehold», официального сиквела своего хита «Круто сваренные». Но потом Ву решил вернуться в Азию и занялся постановкой эпических военных боевиков на китайские деньги. Так что «Немая ярость» — первый за долгое время голливудский проект Ву. К счастью, возвращение мастера прошло успешно.
Весь фильм построен на предельно простой, но эффектно поданной идее: никто из персонажей не говорит ни слова. Мы слышим только голоса по радио и пару раз где-то на заднем фоне звучит еле различимая болтовня. Вся критически важная информация преподносится либо через действия, либо через сообщения в мессенджерах. Однако, в общем и целом, сюжет «Немой ярости» максимально понятен без единого слова: это история планомерной и жестокой мести. За счет грамотного монтажа Ву легко показывает основные события в жизни Брайана и его жены без малейшей необходимости диалогов, а вместо них сосредотачивается на том, как убитый горем отец превращается из депрессивного одиночки в хладнокровного стрелка.
Удивительнее всего в фильме то, что процесс перехода от беспомощного отчаяния к жестокой войне против преступности изображен вполне реалистично, и драматическая линия неплохо работает даже без единого слова. Главный герой «Немой ярости» — отнюдь не бывший спецназовец или неуловимый шпион, а вполне заурядный работяга, живущий в небольшом техасском городке.
Первая треть фильма показывает, как Брайан теряет сына и возвращается домой после больницы, причем далеко не в лучшем состоянии. Затем нам показывают, как он стряхивает с себя оцепенение и начинает методично приводить себя в форму, выслеживает убийц сына и готовится к большой разборке с ними. Так что экшн здесь сконцентрирован главным образом в финальной трети, однако скучать до этого точно не придется. Кинаман отлично передает горе и решимость своего персонажа, в то время как сценарий шаг за шагом раскрывает детали большого плана. Брайан далеко не безумный сорвиголова, а солдат-одиночка, прекрасно сознающий все возможные риски, поэтому на дело он идет не только с хорошей физподготовкой и экипировкой, но и на бронированной машине, которая должна выдержать не один удар.
Так что когда безмолвный мститель наконец выходит на улицы, начинается старый добрый беспредел в лучших традициях боевиков 1980-х. Ву не утратил былой хватки, снимает почти все по старинке, без упора на «цифровые» спецэффекты, поэтому насилие в «Немой ярости» выглядит восхитительно смачным.
Кинаман в стильном кожаном плаще носится по городу, расстреливает наркодельцов направо и налево, гоняет на покореженном авто (обратите внимание на сцену, где машину сдавливают с двух сторон!), спасает копов из-под плотного огня и вообще ведет себя как заправский вигилант.
Кульминационная перестрелка разворачивается на заброшке, где Брайана поджидает главарь банды, но чтобы добраться до него, придется подняться вверх по длинной лестнице, на которую постоянно выскакивают враги — готовый эпизод из мясного шутера. Это лучшая сцена в фильме, и она снята одним длинным кадром, от которого захватывает дух. Брайан с дробовиком в руках неумолимо шагает по ступенькам, от выстрелов грохочут стены, вовсю летят брызги крови, над головой свистят пули, а под ноги падают простреленные насквозь тела. Разумеется, это не конец: перед встречей с главным боссом будет еще одна стильная сцена в слоу-мо с его бешеной подругой, расстреливающей все вокруг.
Слова при таком раскладе и вправду не нужны, вместо них куда лучше говорят пушки. Да, злодеи выглядят карикатурно, а город, в котором живет Брайан, кажется логовом драгдилеров, сутенеров и прочих отморозков. Но именно поэтому всем обычным людям вокруг так страшно. И эта концентрация дичи здесь смотрится органично не только из-за того, что весь мрак снят на редкость стильно, но еще и потому, что расстановкой акцентов «Немая ярость» по мере движения к финалу все больше напоминает какой-нибудь брутальный эксплотейшн, вроде «Резни на рассвете» или третьей «Жажды смерти».
В общем, будьте уверены: если вам нравилось то, что Ву делал в Гонконге 1980-х и в Голливуде 1990-х, «Немая ярость» определенно имеет шанс попасть прямиком в ваше сердечко.