Во время шторма, который стал рушить лагерь ученых на Марсе, инженер-биолог Марк Уотни оказался отрезанным от группы коллег и признан командой мертвым. Об этом сообщают на Землю, как вдруг благодаря случайной дежурной лаборантке НАСА выясняет, что Уотни жив — и пытается адаптироваться к сложившейся ситуации, а затем бороться с ней.
В книге поразительно подробно описано, как Уотни из ничего делает картофельную плантацию, чинит марсоход, оптимизирует расходы воздуха, попадает в неприятности и находит решения. Формально «Марсианин» — научно-фантастический роман, но происходящее детализировано так тщательно, что складывается впечатление, будто подобное в космосе начнет происходить в самом ближайшем будущем. Это не какие-то выдуманные миры, а Марс — а у Марса скоро, кажется, начнется новая история.
- Реклама «Марсианина» от магазина издательства Ebury Publishing
Значительная часть романа написана от первого лица и исполнена в форме дневника, где Уотни дотошно фиксирует все события. Параллельно с этим автор рассказывает, что происходит на Земле, в НАСА, сотрудники которого отчаянно ищут способы удаленно помочь застрявшему астронавту. Ученые, которые оставили якобы погибшего астронавта, также вскоре узнают, что Уотни жив.
Этот автореферат похож на описание лучшей книги в жанре «космический триллер» и, вместе с тем, определенного взгляда в наш следующий день. На самом деле, это совсем другая категория: «Марсианин» — порно-роман для космических инженеров, местами жесткий.
Уотни — на Марсе, каким он на самом деле является. Здесь нет демонов с базуками или гигантских жуков; главный герой не видит галлюцинаций, с ним не общается высший космический разум. В одном из эпизодов, довольно длительном, описывается, как Уотни осуществляет бросок на марсоходе до лагеря предыдущей миссии за запчастями. В течение нескольких страниц он преодолевает сотни километров пустыни, где никого нет, и ничего не происходит. Весь ужас разворачивается в голове у Уотни, который ежесекундно решает фантастическое количество совершенно диких технических и, хм, бытовых вопросов.
«Марсианин» вырос из блога, в котором Вейр долгое время скромно публиковал свои рассказы. Роман был начат в 2009, а в 2012 году Amazon взял его на распространение в электронном виде, и он сорвал банк. Энди Вейр — программист из тех, про которых принято шутить об усах, заправленных в свитер с горлом; на его сайте можно найти фанфик по мотивам «Доктора Кто». «Марсианин» стал для него своего рода исследованием: когда Вейр придумал основную сюжетную линию, он решил прогнать героя через все неприятности, которые можно выдумать на почве современной космической науки. Знаете, откуда он взял столько фактуры? Он гуглил.
В этом смысле основная интрига грядущего фильма Ридли Скотта состоит в том, как режиссер перенес многочисленные внутренние монологи героя и всю вложенную в книгу техноэротику — довольно, в общем, монотонно изложенную, — на экран. Как экранизировать «Марсианина» так, чтобы картина понравилась поклонникам книги? Как при этом сделать так, чтобы это можно было смотреть? Как сделать так, чтобы оно не потеряло посыл, изначально вложенный в сюжет Вейром? Это весьма специфическое чтиво, полное страшных терминов и аббревиатур, значения которых не нужны посетителям кинотеатров: что в уютную новогиреевскую «Киргизию», что в IMAX люди ходят не для того, чтобы смаковать многословные подробности починки кислородного фильтра.
При этом есть ощущение, что у экранизации «Марсианина» есть шанс освежить подход к фантастике в популярном кинематографе. Работа над сценарием на основе такой книги требует не меньшего исследования, чем написание самого романа — за это отвечает Дрю Годдард («Монстро», «Хижина в лесу», «Война миров Z»). Самого Вейра при этом к работе над фильмом не допускали, и о грядущей картине писатель знает не больше, чем мы с вами. «Звонили, спрашивали что-то про термины и формулировки — видимо, серьезно к науке относятся».