Англия, начало XIX века. Размеренная жизнь викторианского общества омрачена нашествием зомби. Причины его неизвестны, но факт в том, что пока леди и джентльмены прогуливаются по своим поместьям, за оградой из-под земли без конца лезут мертвецы.
Некоторые из мертвяков даже разговаривают и до поры сохраняют нормальный облик, хотя и немного подгнивают, но стоит им попробовать человеческий мозг, начинается необратимый процесс мутации в тех зомби, которых мы знаем и любим. В такой атмосфере мистер Беннет с супругой растит пятерых дочерей. Вместо того, чтобы сидеть с ровной спиной, вышивать и улыбаться в ожидании замужества, девочки протирают мушкеты, точат ножи и шлифуют свое мастерство в боевых искусствах.
«Гордость и предубеждение и зомби» — экранизация одноименной книги Сэта Грэма Смита. Занятная книжица в стиле mash up, где во вселенную романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» врываются живые мертвецы, вдохновила автора продолжить эксперименты и далее. Еще один роман Остен, «Чувство и чувствительность», населили морскими гадами в стиле Ктулху, а в другой книге Авраам Линкольн превратился в охотника на вампиров — такой фильм вы уже могли видеть. Кроссовер Остен с зомби тоже решили срочно экранизировать и мусолили этот проект чуть ли не с момента выхода книги в 2009 году.
Изначально ожидалось, что режиссером фильма станет сам Сэм Рейми (см. The Evil Dead), а главную роль сыграет Натали Портман. История с экранизацией несколько раз загибалась и оживала снова, но с каждым разом теряла звезд и бюджет. Поэтому стремительный выход фильма в прокат стал сюрпризом — казалось, что кино уже давно сдохло.
Раз речь идет о кроссовере викторианского романа с зомби-эстетикой, ожидания вполне понятны: представляется нарядная костюмированная драма в стиле BBC, куда вписаны ожившие мертвецы. Причем, это можно сделать в стиле чего угодно, да хоть того же Рейми, если юмор так необходим. Но авторы фильма прокалываются по обоим направлениям. Костюмированная драма далека от размаха не то что BBC, но даже хотя бы сериала «Графиня Де Монсоро», а появление зомби вызывает удивление и ужас у персонажей фильма, но не у зрителя — тот отмечает, насколько скучно все обставлено.
Одна из самых зрелищных, по идее, сцен фильма — где дочери Беннета сражаются с зомби на балу — выглядит так: пятеро девиц в платьях машут ножами на кого-то за пределами экрана; мелькают непонятные тени, “кто-то” орет, хрипит, кряхтит и умирает. В такие моменты жалеешь, что авторы фильма не скатываются в трэш — пара тонн помидоров для пущей кровавости могла бы спасти положение.
Но нет: мало того, что в сюжете пытаются свести две очень разных художественные эстетики — викторианскую и зомби. В процессе фильм пытается быть смешной комедией, серьезной драмой и страшным хоррором в одном флаконе. Причем, все это за минимальные деньги, так как большая часть бюджета спущена на актеров, которые на свою голову подписались на этот цирк. Как уже говорилось, авторам не хватает определенности — либо сложные щи, либо трэш.
У фильма примерно такая же проблема, как и у первоисточника. Отличное название, интересная идея — но очень слабая реализация. То есть эпизодами все выглядит очень неплохо. Вот пять дочерей мистера Беннета (Чарльз Дэнс, Тайвин Л. из «Игры престолов») чистят ружья и упражняются в боевых искусствах. Вот охотник на зомби мистер Дарси (Сэм Райли) ищет зомби среди вроде бы почтенных граждан с помощью трупных мух. А вот его мать (Серсея из той же “Игры престолов”) — леди Кэтрин, в прошлом отважная истребительница зомби. Все это складывается в одну картинку, но совершенно блеклую, как будто действие фильма происходит не по всей Англии, а на заднем дворе одной усадьбы с подвалом.
Нельзя сказать, что у нас тут классическая ситуация, когда «книга лучше»: к произведениям Сэта Грэма Смита тоже есть вопросы. Но в тексте, например, была интересная перекличка темы зомби с обличением нравов английского общества, ходового мотива у писателей того времени. Мол, и то и другое прогнило, но многие не хотят этого замечать. Но спасти экранизацию это никак не смогло бы — точнее,что-то такое в фильме может и проскакивало, но осталось незамеченным. Еще в тексте забавно выглядят сцены объяснений в любви Остен, переделанные в боевые — в фильме же они выглядят не смешно, а странно.
В остальном же слаженной истории нет ни там, ни там. Поэтому вывод напрашивается один: экранизация литературного эксперимента, к тому же не самого удачного — сам по себе эксперимент еще более сложный. Стоило либо серьезно браться за адаптацию текста и доработку вселенной (между прочим, у книги есть и приквел, и сиквел), либо не браться за эту историю вообще.