С 31 мая в российском прокате идет шпионский триллер «Красный воробей» от режиссера Фрэнсиса Лоуренса («Константин», «Голодные игры: и вспыхнет пламя») с Дженнифер Лоуренс в роли русской разведчицы, выведывающей у врагов Родины секреты через постель. Мы, в свою очередь, пытаемся понять, на чем должен был выехать остросюжетный фильм о плохих русских, если кроме клюквы в нем ничего не удается разглядеть.
Доминика (в русском дубляже по неизвестной причине ставшая Вероникой) Егорова — балерина, вынужденная прервать карьеру из-за травмы, поставившей крест на ее блестящем будущем. Новую работу ей предлагает дядя, работающий в Службе внешней разведки. Доминике предстоит стать «воробьем» — сверхсекретным агентом, выявляющим предателей внутри страны и врагов вне ее. Согласившись, Доминика становится Катей («воробьи» не используют настоящих имен) и проходит сверхжесткий курс молодого бойца, после чего оказывается заброшенной в Будапешт, где ей придется поучаствовать в масштабном шпионском заговоре, из которого будет очень нелегко выйти живой.
Новый фильм с Дженнифер Лоуренс до России добрался заметно позже других европейских стран, и за это время его уже успели многократно обругать критики, причем американские зрители оказались с ними солидарны: в США фильм провалился, хотя в остальном мире прошел сравнительно успешно. О причинах сдержанной зрительской реакции еще поговорим, а пока стоит сосредоточиться на главном: «Красный воробей» — это классический шпионский фильм эпохи «холодной войны», со всеми полагающимися атрибутами, вроде постоянной смены декораций (от Москвы до Лондона через Будапешт и Вену), сюжетной «многоходовочки» и параноидной атмосферы.
Но действие происходит не в прошлом, а в настоящем (хотя порой кажется, что на дворе какой-нибудь 1978-й, и фильм эту иллюзию отчасти даже поддерживает) и значительная его часть посвящена не только играм секретных агентов в кошки-мышки, но и обучению в той самой «школе воробьев», где из героини Лоуренс делают гибрид секс-работницы и женского Терминатора одновременно.
Да, разумеется, напрашивается слово «клюква», и здесь она присутствует. Чего стоит хотя бы Шарлотта Рэмплинг в кирзачах, рассуждающая о половых потребностях и государственной безопасности. Но, кроме очевидных штампов, вроде самоваров в кремлевских кабинетах и русского балета, здесь есть неплохо работающая история, в которой фокус внимания перемещен не на демонстрацию гаджетов или погони, а на диалоги и личные человеческие истории.
И если линия Егоровой вполне интересна, причем от начала до конца (несмотря на стремление Дженнифер Лоуренс все время ходить с одинаковым растерянно-обиженным лицом), то вся сюжетная ветка с агентом ЦРУ (Джоэл Эджертон), у которого просыпается большое и светлое чувство к идеологическому противнику, выглядит, честно говоря, не очень.
Между Лоуренс и Эджертоном практически нет пресловутой «химии», и поверить в их роман можно только при очень значительном усилии. Остается смотреть на отличный актерский ансамбль на втором плане (от Мэри-Луиз Паркер до Джереми Айронса в роли, не поверите, генерала СВР со сложной судьбой), гадать, кто же тут двойной агент, и смотреть, как пытают героиню Лоуренс.
С насилием и сексом, кстати, в фильме все в порядке, и это еще один большой плюс: в кои-то веки можно посмотреть выскобюджетный блокбастер с нормальными постельными сценами (одна из которых, правда, ужасно нелепая) и пятнами крови вместо кадров в стиле «выстрелил-упал-проехали».
Вероятно, именно эта расстановка акцентов и разочаровала зрителей в Северной Америке: в современном понимании «шпионский фильм» — это нечто вроде четвертой или пятой «Миссия: невыполнима», со взрывами, хай-тековыми гаджетами и головокружительными пролетами камеры в нужные моменты. «Красный воробей» же намного больше похож на самую первую часть этой франшизы, где больше говорят, чем стреляют, и действуют скорее тихо, чем громко.
Если у вас нет аллергии на «голливудскую Россию» и хочется посмотреть атмосферное кино про шпионов, где можно увидеть Дженнифер Лоуренс в шапке-ушанке — дайте фильму шанс.