«Ритуал» — это хоррор, который прокатчики посчитали настолько слабым, что даже не стали показывать его в кинотеатрах. В итоге фильм выкупил Netflix, что можно считать аналогом старого-доброго straight to DVD. При этом «Ритуал» хорош, несмотря на всю банальность сюжета. Во многом по той причине, что в героях вы с первых же мгновений узнаете себя и своих друзей.
Персонажи фильма — это не иррациональные подростки, а обычные дяденьки около тридцати, которые ведут себя соответственно. Проще говоря, если бы ваши кореша попали в схожую ситуацию, они повели бы себя точно также. И это очень подкупает и заставляет проникнуться хоррором, поверить в него и насладиться ужасом.
Там, где я живу, существо, с которым сталкиваются герои фильма, называется «Кереметь». В деревнях в него до сих пор верят и, надо полагать, еще недавно ему здесь действительно поклонялись. В детстве прабабушка говорила мне не ходить в лес, потому что там Кереметь схватит меня за ляжку, уволочет к себе в дремучий лес и превратит в сплошное кровавое команмелна.
Допустим, этот совет помог мне дожить до настоящего времени. Но у героев фильма такой прабабки не было, и отвадить от встречи с Кереметем их было некому.
Четверо друзей-британцев отправляются на север Швеции, чтобы почтить память товарища, который всегда мечтал очутиться среди скандинавских скал и поэтичных вересковых пустошей. Сами друзья — совершенно не любители туризма (скорее, пабов и каннабиса), но и не тинейджеры, задача которых просто быть мясными статистами. Они — четыре лучших друга, не разлей вода, знакомых еще с университета. И ведут себя они именно как четыре университетских друга, очутившихся в лесу.
Надо сказать, что сюжет у «Ритуала», даром что написан он по весьма неплохой книге, банален. Герои идут по лесу, один из них подворачивает ногу, и они решают «по-быстрому» срезать через лес, чтобы уже к вечеру выйти к цивилизации. Естественно, это оказывается плохой идеей. Как сказал один из героев: «Если бы это действительно был самый быстрый путь, он назывался бы маршрут». Дальше их ждут сплошные мрак, саспенс, хоррор и Кереметь. Собственно говоря, и все. Как видите, сюжет — не шедевр.
Но, готов поклясться, что это — первый в моей жизни хоррор, на котором я слегка напрягся и даже смог испытать удовольствие от ужаса. Главная причина — именно то отождествление с героями, без которого невозможно испугаться по-настоящему.
«Ритуал» стоит смотреть хотя бы ради момента узнавания. Каждый из героев — архетип того или иного кореша. Вот этот — альфа-мэн, который всю дорогу заливал, что сто раз был в этом лесу и вообще все пучком, но буквально отливает в штаны при первом же жутком моменте. А этот — точь-в-точь пухлый Виталик, который обязательно сломает в походе ногу, нахлебается вискаря из фляжки и будет орать на всех (хотя виноват именно он). Разумеется, будет и молчаливый меланхоличный Диман, который именно в лесу начинает истошно вопить: «Мы потерялись, мы умрем, я точно видел что-то между деревьями!».
Даже если вы не были в полноценном походе, а, максимум, просто ходили хоть раз жарить шашлыки в лесополосе в черте города, сразу схватите всю эту архетипичность характеров в первые же минуты.
То есть «Ритуал», парадоксальным образом хорош как хоррор именно потому, что хорош, в первую очередь, как кино о мужской дружбе. Такой, какой ей и положено быть — когда вы готовы набить друг другу морды, потому что потерялись в лесу, но немедленно консолидируетесь против общей угрозы. Когда вы зло, саркастично и перекрестно издеваетесь друг над другом, потому что только так можно мобилизировать силы в стрессовой ситуации. Когда самое страшное в жизни — это не умереть самому, превратившись в кровавое команмелна, а потерять лучших друзей.
В общем, кино про зрелую мужскую дружбу. И Кереметя. Хотя бы ради этого его стоит посмотреть.