С 14 октября фильм «Ученик» идет в российском прокате, а ранее он был отмечен на 69-ом «Каннском кинофестивале». Это религиозная история о сумасшествии современного общества, о крайностях, в которые способен впасть человек и о том, как подростковое бунтарство может потерять границы. Если вы позволяете себе одно российское кино в год — пусть это будет новая картина Кирилла Серебренникова.
Кино поставлено по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга — отличие в том, что происходящее перенесено в стены российской школы. Главный герой Венеамин находит Библию и, начитавшись, принимается учить всех вокруг божьему слову. Он клеймит мать за распутность, учителей — за пропаганду ложного учения, а одноклассников — за распутность и глупость.
Структурно «Ученик» может не понравится обычному зрителю. Все-таки классическая индустрия кино выдает трехактные ленты: завязка, кульминация и финал. Серебренников ушел от этого: его картина не стремится отвечать на вопросы, не рассказывает подробности о героях и уж точно не ведет к счастливой концовке. Просто есть вот такая ситуация, вот в таком месте и вот так произошло — смиритесь. Никаких выводов, никакой морали и никакого логичного завершения.
Об «Ученике» точно будут говорить до конца года: как и в случае с «Левиафаном», здесь легко углядеть политический подтекст. Но на самом деле это фильм о бунтарском духе и желании выделиться. Он показывает, как гордыня может переиначить любой первоисточник и превратить его в оружие для унижения и даже убийства. Тема актуальная в 2016 году — когда террористические атаки стали некоторой обыденностью. Важно не поддаться давлению и воспринять ленту как произведение искусства.
Критическое преимущества фильма — его регулярно нарастающий темп. Будто надвигающийся поезд — сюжет движется к катарсису. Актеры злятся и кричат и диалоги все чаще заменяют события. Петр Скворцов из заметного главного героя начинает изображать подлинного фанатика, Кирилл Серебрянников умещает в минуту еще больше отсылок к Ветхому Завету, а лучший актер второго плана — Александр Горчилин — окончательно закрепляется в статусе открытия года.
Не будем раскрывать всех карт, но в картине также есть еще один персонаж: он одновременно и самый разумный, и, что логично, самый страдающий. В кадре без труда можно увидеть противостояние героев-одиночек из классической литературы: Чацкого и Афинского — оба потеряли связь с обществом, но один пытается что-то изменить, а другой — в людях давно разочаровался. Последний раз подобное в российском кино позволял себе только «Дурак».
«Ученик» полон отличных перфомансов, емких выражений и уместного юмора. Он не переходит в крайности и уж совсем неприличное цитирование Библии. Это грустная история, после которой хочется выдохнуть и немного помолчать. Оператор умело берет план на мусорке, показывая, куда одноклассники отправляют товарища-инвалида, позже он же ловит игру света на деревянном кресте, закрепленном в актовом зале.
Как это и бывает с фестивальными картинами, это — полностью авторская работа, но ее нельзя назвать неряшливой. Режиссер, вроде бы, не переключает внимание с основного посыла, но умело раскрывает отношения второстепенных героев, честно рисует слепок российской школы и попадает в точку, демонстрируя, какими могут быть подростки. Если закрыть глаза на претенциозный саундтрек, то уверяем — «Ученик» — это качественное и дорогое кино.
Лента как свежий воздух для той части российских зрителей, что обычно плюется от продуктов местного кинематографа. Если «Горько», по словам его больших поклонников, — картина русской праздности и комедии, то «Ученик» — изображение русской действительности и самодержавности. В стране, где в больнице на стойке регистрации, помимо направления к врачу, выдают молитвы — просто обязан быть такой фильм. Более того, его события прямо сейчас происходят в ближайшей школе: учителя преподают мракобесие, директора согласны на все, ради получения государственного гранта, а ученики давно потеряли всякие ориентиры.