С 8 сентября на экранах российских кинотеатров идет сатирический мультфильм «Полный расколбас» (в оригинале Sausage Party, «Сосисочная вечеринка»). Сценаристы «Ананасового экспресса» и «Суперперцев» анимировали собственные наркотические фантазии и создали отвратительное, но невероятно смешное кино.
«Сосисочная вечерника» (да, только так) не могла появиться ни в одной стране мира, кроме США. В России ее запретили бы на стадии производства — за слишком прямолинейные намеки на несостоятельность религии. В Израиле после такого фильмы режиссера больше никогда не подпустили бы к кинематографу — за излишне правдоподобное изображение арабо-израильского конфликта. В Германии сценарий пришлось бы переписывать — слишком много шуток про Гитлера. В Африке — за перевод продуктов. В Украине — за отсутствие сала. В Мексике — за неуважение к текиле. Можно продолжать бесконечно, но суть в другом: все перечисленное в абзаце на самом деле имеет место в картине.
«Полный расколбас» эксплуатирует идею о том, что объекты повседневной человеческой жизни имеют разум, могут мечтать и верить в богов. Кинотеатры штурмует мультфильм о том, что сосиска, булка, лаваш, тако и еврейский хлеб пытаются спастись от людей, которые готовят ужин на 4 июля. Дополнительной комичности этой задумке придает озвучка от все той же шайки: Джеймса Франко, Джоны Хилла, Пола Радда, Майкла Сера и Сальмы Хаек. Если вы не хотите испортить удовольствие от просмотра, вот ответ на главный вопрос: комедия — смешная, сюжет — нетривиальный, на выходных — идти.
Но это не Pixar, и иногда «Вечеринка» выглядит технически посредственно. Лучшие кадры, по большей части, пришлись на экшен-сцены, а в диалогах заметна общая статичность происходящего. Мультфильм будто застрял в начале нулевых, когда зенитом компьютерной графики считалась «История игрушек».
Но стилистически все сделано отлично: яркий детализированный мир продуктов сталкивается с хмурым и схематичным миром людей.
Никто, в общем, ничего другого и не ждал. Роген и его подельники еще в «Апокалипсисе» халатно относились к спецэффектам, предпочитая уделить время сценарию. В этот раз они превзошли другого лидера 2016 года — пердежное супергеройское кино «Дэдпул». Авторы «Сосисочной вечеринки» честно признаются: мы дунули и придумали. Потом приколотили последнее и начали шутить про выборы в США, Библию и второго «Терминатора», и все это 4 июля. При этом у картины есть четкая идея: люби ближнего, твори добро, и будет счастье. Посыл «люби ближнего» подается в лоб: в эпилоге разворачивается затяжная и разрисованная в деталях оргия сосисок, лавашей, оливковых масел, клизм, яблок и хумуса.
Единственное, чего не хватает «Сосисочной вечеринке» — это чувство меры, как в случаях со всеми прошлыми картинами комиков. Поклонники это уже видели, а неискушенный обидчивый зритель будет в шоке. Но если бы комики могли снимать кино, они были бы не комиками, а режиссерами: постановщики Грег Тирнан и Конрад Вернон следовали указаниям людей, которые умеют хорошо шутить, но не знают, как делать мультфильмы.
В результате «Полный расколбас» в некоторые моменты кажется идеальной пародией, а порой — глупой пошлостью от озабоченных звезд. Это смешное, откровенное, но в целом доброе кино с действительно интересной идеей. Честно говоря, оно даже слишком хорошее для махровой поделки группы придурков. Сценарий мог быть тоньше: мультфильм трещит от издевок над христианами и политиками, но теряет хватку, когда дело доходит до чего-нибудь другого.