Майлз Моралес — простой чернокожий паренек, сын полицейского и медсестры. Он живет в Бруклине, рисует граффити, слушает Post Malone и не скрывает, что терпеть не может частную школу, в которую его только что перевели. Размеренная жизнь подростка круто меняется после двух событий. Во-первых, укус радиоактивного паука дарит ему сверхспособности. Во-вторых, он становится невольным свидетелем того, как злодей Кингпин расправляется с любимцем Нью-Йорка — супергероем Человеком-пауком.
Совсем уж неожиданный оборот ситуация принимает, когда в результате экспериментов все того же Кингпина в городе появляются сразу несколько человек (и даже одна свинья), обладающих паучьими силами. Все они прибыли из других измерений, и теперь им нужно объединиться с Майлзом в одну команду, остановить негодяя и его наемников, предотвратить катастрофу и вернуться в родные миры, пока не стало слишком поздно.
«Человек-паук: Через вселенные» — это неожиданный и очень рисковый для студии Sony проект. Ведь то, что привычно для комиксов, при переносе на экраны может вызвать сильный перегруз в умах простых зрителей. Пока Marvel может позволить себе издавать параллельно сразу несколько серий о разных версиях Человека-паука, кому-то может показаться перебором одно лишь то, что за последние два десятка лет на большом экране красно-синий костюм успели примерить уже три актера. И будем честны: прошлогодний «Человек-паук: Возвращение домой» не добавил образу персонажа ничего принципиально нового, кроме того, что наконец-то интегрировал его в киновселенную Мстителей и Ко и в очередной раз омолодил.
В этом свете можно только позавидовать смелости авторов нового мультфильма — среди них, например, создатели «Мачо и ботана» и «Лего Фильма» Фил Лорд и Кристофер Миллер. Они как будто бы поставили перед собой цель доказать всем, что Человеков-пауков много не бывает, и выпустили семейную картину, так жирно смазанную специфическим фан-сервисом, что в какой-то момент происходящее может начать казаться вечеринкой для своих. Но пугаться и тем более обходить ее стороной не стоит — рады здесь будут всем.
Достоинств у мультика не меньше, чем задействованных в нем персонажей. Причем то, что у многих первоначально вызывало сомнения, в итоге обернулось самыми сильными сторонами. Кого-то смущал выбранный графический стиль, но в итоге местный арт и необычная анимация становятся одними из козырей ленты, к ним быстро привыкаешь, а мысли Майлза, поданные в виде узнаваемых панелей с надписями, только усиливают ассоциации с ожившим комиксом.
Кого-то напрягало, что главным героем сделали относительно малоизвестного черного паренька, а не привычного Питера Паркера. Но с другой стороны: это отличная возможность наконец-то отойти от уже выученного наизусть ориджина и познакомиться с новым героем, тем более что он получился живым и обаятельным.
Основное экранное время делят между собой Майлз и Питер — они выступают здесь в качестве ученика и учителя, при том, что ментор из «альтернативного» Паркера так себе: он недавно развелся с Мэри Джейн, задепрессовал, отпустил брюшко и вообще не может похвастаться особой дисциплинированностью. Следом идет Гвен Стейси (в «некаконичном» измерении она не только не погибла, но еще и стала супергероем), а их товарищи по паучьей команде чуть сдвинуты на второй план, но и им уделено достаточно внимания.
Гости из будущего — Пени Паркер и ее меха-паук — типичные персонажи аниме со всеми соответствующими атрибутами. Прибывший из прошлого Нуар-паук изъясняется исключительно пафосными фразами в духе Макса Пэйна и видит мир в черно-белом свете (буквально). Наконец, Свин-паук из них всех наиболее «мультяшный» — он издает звуки, как будто позаимствованные у «Луни Тьюнз», и в любой момент может достать из кармана огромную киянку или наковальню и пустить их в ход.
Все это звучит безумно, но прелесть в том, что так оно и есть. Идея, конечно, не нова: несколько лет назад, например, вышел мультфильм «Черепашки навсегда», где встречались черепашки-ниндзя из мультсериалов 2000-х и 1980-х и их мрачные прототипы из оригинальных комиксов. Кто-то вспомнит игру Spider-Man: Shattered Dimensions, где схожим образом кооперировались Пауки из разных измерений. Но «Через вселенные» затмевает все аналоги — уж столько здесь всего крутого понамешано. Яркий экшн, бойкие диалоги, обилие юмора — от совсем простеньких гэгов для тех, кто помладше, до шуток про Бэнкси, реверансов в сторону фильмов Сэма Рейми и даже обыгрывания мемов про Человека-паука.
Есть и работающая, ненатужная драма. По ходу дела здесь погибают несколько важных для сюжета человек, у ключевых персонажей, включая Кингпина, есть свои вполне понятные проблемы, маленькие жизненные трагедии и четкая мотивация. И даже такие, казалось бы, банальные тезисы а-ля «Верь в себя» и «Иди до конца, несмотря ни на что» на протяжении всего мультфильма подаются так убедительно, что под конец ими проникаешься и не сопереживать героям уже никак не получается.
Аналогом «Через вселенные» видится «Лего Фильм: Бэтмен» — не сюжетно, конечно, а в плане концепта. Там тоже был коктейль из необычного визуала, юмора для разных возрастов и все это подкреплялось обширными познаниями в сеттинге и психологии Темного рыцаря и его окружения, но «Через вселенные» идет еще дальше и копает еще глубже, в открытую признаваясь в любви к Спайдермену и всему, что с ним связано. В итоге у мультипликационного «Человека-паука» замечен лишь один недостаток — ближе к финалу он может притомить. К этому моменту эффектная графика и экшн начнут доминировать над историей, и градус восторга от происходящего немного спадет.
И все равно — вы устанете считать, сколько раз за эти два часа на вашем лице расплывется довольная улыбка, а по спине пробегут мурашки. Так что «Через вселенные» на высокой ноте заканчивает и без того ударный для Паука год, внося сумятицу в уже составленные рейтинги, топы и прочие подведения итогов.
«Человек-паук: Через вселенные» в российском кинопрокате с 13 декабря.