Какой эпизод «Звездных войн» лучший — спор вечный. Потому что люди любят «Звездные войны» за разные вещи. У меня есть пара знакомых, которые на первое место ставят сольный фильм про Хана — потому что это чистое приключение без колдунов-джедаев. Есть и фанаты «Изгоя-один» — потому что военная драма, хоть и с колдунами. Я же в «Звездных войнах» больше всего люблю противостояние ситхов и джедаев, силу, световые мечи и дуэли на них. Поэтому (но не только) третий эпизод эпизод у меня — любимый.

Отдельно отмечу, что текст написан до просмотра девятого эпизода. Если после него что-то изменится — материал обязательно будет обновлен.

Приквелы превратили «Звездные войны» в научную фантастику и раскрыли героев оригинальной трилогии на экране

Для начала скажу пару слов в защиту ненавистных многими тру-фанатами приквелов. Ведь именно третий эпизод некоторыми считается самым дном саги. Можно обсуждать режиссерские промахи Лукаса, неудачных персонажей, несовершенство картинки и прочие детали. Но важно вот что: приквелы придали вселенной «Звездных войн» глубину. Да-да, до них были тонны книг и комиксов, но мы говорим именно об основе — о том, что нам показывают в кино. 

Кто такой Император? Как и зачем он пришел к власти и где были джедаи? Почему Вейдер отвернулся от светлой стороны? Почему Люк был спрятан на захолустной планете? Как вообще устроена «далекая-далекая галактика»? Есть ли в ней нормальные миры, или она сплошь состоит из планет-помоек на отшибе? Столько вопросов, и все ответы — как раз в трилогии приквелов.

Я искренне рад, что когда я узнал о «Звездных войнах», первый эпизод уже вышел. С него я к саге и приобщился. Иначе я бы вряд ли воспринимал эту вселенную всерьез. Лукас, конечно, оригинальный фильм и задумывал как не слишком серьезную сказку. Но видение автора не должно мешать нам составлять свое впечатление о произведении и любить его также по-своему.

Третий эпизод фантастически стартует

Первые двадцать минут «Мести ситхов» — чистый восторг. Это высочайший уровень экшен-постановки в фантастике. В следующий раз сага к нему приблизилась лишь однажды — в восьмом эпизоде. Да, именно так. Сюжетно эпизод от Райана Джонсона мне не сильно нравится, но вот поставлен он шикарно и нечего тут спорить.

«Месть ситхов» начинается с великой космической битвы. Она насыщена событиями и мелкими деталями, но не превращается в кашу. Такого добиться очень сложно. Всегда четко видно, где наши, а где противники. Всегда понятно, что происходит и куда стремятся герои — всё по правилам хорошей погони. Да и качество графики такое, что она и сегодня смотрится отлично. Первые два эпизода такую проверку временем, кстати, не прошли. Сцена хорошо работает даже в сюжетном плане. Она глубже раскрывает дружбу Оби-Вана и Энакина. Лишний раз демонстрирует, какой Скайуокер одаренный пилот — он крылом сбивает дроидов с истребителя Оби-Вана, на минутку. 

Следом за мощной космической сценой идет сражение Энакина и Оби-Вана с дроидами. Они зрелищно пробиваются через вражеские ряды, грамотно прикрывая спины друг друга. Мечами орудуют элегантно и эффективно. Мы видим двух закаленных воинов и без лишних слов понимаем, что они прошли через многое. Вообще все баталии на старте фильма поставлены талантливо. Даже полу-юмористическая сцена, в которой R2D2 разливает масло и поджигает двух боевых дроидов смотрится здорово. Замес на мостике с Гривусом, совместный побег Палпатина, Энакина и Оби-Вана (каков фан-сервис, а!) — все снято круто. Ну а короткая дуэль Скайуокера с графом Дуку — тема для отдельного пункта. 

При этом столь же высокий уровень экшен-сцен сохраняется на протяжении всего фильма. Та же погоня Оби-Вана и Гривуса, в финале которой Кеноби стреляет из бластера, чего стоит! Начало фильма я привожу в пример, лишь как отрезок, в котором концентрация отличного экшена особенно велика.

В третьем эпизоде лучшие в саге сражения на световых мечах

Как я уже говорил: сражения на световых мечах — моя любимая часть «Звездных войн». Поэтому оригинальная трилогия в моем личном топе стоит ниже приквелов. Там световые мечи практически не используются вне дуэлей. А сами дуэли… ну, скажем, они очень аскетичные и больше похожи на фехтование шпагами. Это в лучшем случае, если приукрасить их в голове. Один мой знакомый эксперт-фехтовальщик, например, говорит, что Люк в оригинальной трилогии мечом машет — словно крапиву палкой лупит.

В первом и втором эпизоде дела обстоят лучше — над зрелищностью поединков явно поработали отдельно. И немного перестарались. Если совсем отключить мозг — все круто. Если включить хоть немного, то сразу становится понятно, что получилось слишком уж театрально. Похоже именно на театр или цирк — даже не на показательное фехтование. Пируэты и сальтухи там происходят буквально каждую секунду: где надо и где не надо. Как будто джедаи и ситхи пытаются впечатлить друг друга, а не убить. 

Третий эпизод в этом плане нащупал баланс, от которого почти не отступает. Дуэль Энакина Скайуокера и графа Дуку как раз лучший пример. Стремительная, зрелищная и реалистичная в плане движений дуэлянтов. Эти двое точно не понтуются. Они пытаются друг друга убить, высматривают ошибки в маневрах, экономят силы. А как дико Сидиус позже расправляется с джедаями, которых к нему привел Мейс Винду! Точные, смертельные взмахи без лишних танцев. А дуэль Йоды и Императора? Мало того, что это совершенно убийственный фан-сервис, так он еще и в эпичный бой с использованием силы превращается. 

Но самая мощная дуэль, произошла, разумеется, между Оби-Ваном и Дартом Вейдером в финале фильма. Через это сражение, через движения дуэлянтов Лукасу удалось передать их эмоции. Отчаяние и боль обоих героев. Напряжение, злость. Смятение Энакина, который все еще колеблется, но понимает, что назад уже не повернуть. Конкретно это сражение в плане реалистичности фехтования несколько отступает назад, но зато как круто Оби-Ван и Энакин используют окружение! Их суицидальные прыжки по дроидам над лавой — один из первых образов, возникающих в моей голове, когда речь заходит о «Звездных войнах». Единственное сражение, которое может сравниться с битвами на световых мечах из третьего эпизода — схватка Кайло Рена и Рэй с бойцами Сноука в восьмом эпизоде. 

В третьем эпизоде Император — полноценный персонаж

Дарт Сидиус — центральный злодей саги. Но до приквелов в фильмах о нем было преступно мало информации. Оригинальная трилогия вообще ничего об Императоре не говорила — он злой, тщеславный и командует Вейдером, хватит вам. Но такова была задумка Лукаса. Нерушимая таинственность Йоды и Сидиуса, все дела. Подходит для сказки. Не подходит для научно-фантастической саги.

Трилогия приквелов наконец-то раскрыла личность Сидиуса и показала, как умно и аккуратно Шив Палпатин пробивался к власти. Как манипулировал всеми — и политиками, и джедаями. Под разными личинами командовал сразу всеми сторонами разных конфликтов.

В третьем эпизоде план Сидиуса достигает кульминации, он наконец склоняет Энакина на свою сторону. Происходит это не в одночасье. Палпатин и Скайуокер много беседуют и эти диалоги отлично написаны. Благодаря им арка перевоплощения Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера закрыта четко и логично. С этим многие не согласны, но я могу лишь посоветовать слушать внимательнее. А еще вглядеться в лицо Энакина, когда Винду говорит, что Палпатина опасно оставлять в живых.

И все эти беседы замечательно сыграны — Иан Макдермид как актер выкладывается полностью (хотя и Хейден Кристенсен в этот раз молодцом). В этом фильме у него главная роль. Сидиус в его исполнении смотрится очень убедительно и жутко. Особенно, когда задумчиво делится историей о Дарте Плэгасе — до сих пор мурашки.

В третьем эпизоде мы своими глазами видим исполнение «Приказа 66»

Самая жуткая сцена фильма. Всего одна фраза Императора и древний орден джедаев практически полностью уничтожен. За считанные минуты. Произойди это все за кадром — драматичности и так хватило бы. Но Лукас решил показать всё и сделал это очень талантливо.

Джедаям стреляют в спину их собственные солдаты. Этим клоном они доверили жизни, кого-то, возможно, даже считали друзьями. Смятение в глазах джедаев и их отчаянные попытки защититься я никогда не забуду. А уж про юнлингов я и вовсе молчу. У исполнения «Приказа 66» в фильме есть жирная точка — до последнего отбивающийся от клонов подросток-падаван, который гибнет на глазах у сенатора Органы. 

Третий эпизод переполнен мелкими деталями и просто хорошо снят

Фильм приятно пересматривать, вглядываясь в детали. Анализировать, как поставлены сцены, подмечать что происходит за пределами фокуса, читать метафоры.

Убивая Дуку, Энакин в одной руке держит джедайский синий меч, а в другой — присущий ситхам красный, что наглядно демонстрирует его метания между светом и тьмой. При этом Палпатин говорит: «Он слишком опасен, чтобы оставлять его в живых», позже, как я уже упоминал, про самого Палпатина то же самое скажет Мейс Винду. Очень важный для сюжета момент. В диалоге с Йодой Скайуокер опускает лицо в тень, в то время как магистр всегда остается на свету и твердо смотрит вперед. В нескольких сценах можно увидеть прототипы AT-ST и новые фрегаты, уже близкие по дизайну к имперским.

Таких примеров можно собрать очень много. Это и качественная режиссура, и умелая работа с фанатскими чувствами. 

Третий эпизод — самый мемный

Многие сцены из фильма разошлись на мемы. Приветствующий Гривуса генерал Кеноби, он же, кричащий, что Энакин должен был уничтожить ситхов, а не присоединиться к ним. Да и его же фраза «I have the high ground» тоже ушла в народ. В общем да, Оби-Ван в фильме вышел особенно мемным, что картине жизнь только продлило.

В качестве источника мемов третий эпизод обрел вторую жизнь, когда интернет открыл существование пиратской китайской версии с кривым переводом. Фанатам даже не пришлось ничего придумывать, достаточно было перевести китайские субтитры обратно на английский. I has been hating you!

В третьем эпизоде нет Джа-Джа Бинкса

Он появляется всего на несколько секунд и ничего особо не делает. Спасибо.

Рецензия на «Звездные войны: Скайуокер. Восход»