В мировом прокате идет эротический экшн-триллер, густо замешанный на БДСМ, погонях и саспенсе. Рассказываем об одном из самых ярких и неожиданных жанровых релизов последних лет.
Смертельно напуганная девушка — она же «Леди» — бежит сквозь огромный лес. Ее преследует «Демон» — крупногабаритный мужчина с дробовиком в руках. Увидев в зарослях одиноко стоящую хижину, Леди добирается до нее и бешено барабанит по входной двери, умоляя о помощи. Помощь она получит, однако добросердечные хозяева дома еще не знают, что их ждет, когда они впускают на порог обессиленную и вконец измученную Леди, ведь она принесет с собой настоящий кошмар.
«Сталкер» — яркий пример «скрытого сокровища». Премьера фильма состоялась в сентябре 2023-го на техасском Fantastic Fest в Остине, но широкого американского проката не последовало, а во многих странах кино вообще вышло только в августе или даже в сентябре этого года. При этом зарубежная пресса пестрит хвалебными рецензиями, так что вдвойне обидно, если кино пройдет ниже радаров не только основной массы зрителей, но и жанровых фанатов, поскольку перед нами достойная пристального внимания работа.
Фильм представляет собой «триллер в шести главах» (как заявляет подзаголовок на открывающих титрах), расставленных в нелинейной последовательности. За третьей главой идет пятая, за ней — первая, и так далее. Фильм идет стандартные полтора часа, главы короткие (минут по 15-20), причем каждая заканчивается клиффхэнгером. И несмотря на то, что сюжет подается фрагментарно, все главы легко собираются воедино, поскольку никакой извилистой интриги нет (в сценарии ровно один твист), и каждый сегмент — это часть истории, происходящей с двумя ключевыми персонажами.
За счет рваной хронологии режиссер и сценарист Джей Ти Мольнер отлично играет с напряжением, то и дело подкидывая новые детали, раскрывающие все больше подробностей в отношениях Демона и Леди. В каждой из глав настроение слегка меняется. Третья глава — стремительная погоня маньяка за «последней девушкой» из слэшеров. Пятая глава оформлена как опасная игра в прятки, когда Демон ищет Леди в огромном доме. Шестая — это яростная схватка Леди и Демона за выживание. А вторая глава подается в стиле томного эротического триллера с элементами БДСМ. Короче говоря, Мольнер приготовил изобретательный набор жанровых виньеток, которые постепенно складываются в цельную картину.
Слаженность этих разнородных компонентов обеспечивает ностальгический стиль, напоминающий об эстетике джалло 1970-х. Но Мольнер не копирует какие-то конкретные фильмы и не разбрасывается отсылками, речь больше про схожие акценты сюжета и общее настроение. Оператор Джованни Рибизи (нам он больше известен как актер; помните злодея-корпората из «Аватара»?) мастерски играет с цветовой палитрой и углами обзора, нагоняя атмосферы саспенса и порока.
В ночной тьме пульсируют неоновые огни, заливая холодной синевой салон машины, где беседуют Леди и Демон. Номер мотеля погружен в интимный полумрак, постепенно наполняющийся оттенками кроваво-красного. А любовные сцены с удушением и связыванием сделаны в лучших традициях «Основного инстинкта» или «9 1/2 недель». Беспомощная Леди стонет все громче, ее глаза наполняются страхом и желанием, пока Демон все увереннее сжимает руки у нее на шее… Столь сочный БДСМ в современном кино — большая редкость. При этом обнаженки в фильме нет, но между Леди и Демоном настолько мощная «химия», что это вообще неважно. А страстный секс дополняется столь же интенсивным экшеном: жестокая драка Демона с Леди у морозилки напоминает расширенную версию похожей сцены из «Техасской резни бензопилой», когда Кожаное Лицо бросает девушку в ящик.
Хотя в центре внимания всегда остаются жертва и охотник, Мольнер собрал в фильме любопытную актерскую команду. Семейную пару, которая впускает к себе Леди, играют Барбара Херши (мама Патрика Уилсона из «Астрала») и Эд Бегли младший (играл в культовом рок-н-ролльном экшене «Улицы в огне»). Кроме них в «Сталкере» мелькают колоритная актриса Шери Фостер (ее можно видеть в индейском хорроре «Мохоки»), Мэдисен Бити (жутковатая сектантка Кэти из «Однажды в Голливуде») и Евгения Кузьмина (экс-модель Славы Зайцева, сыгравшая небольшую роль в «Джентльменах»). А закадровый текст в начале фильма читает Джейсон Патрик (мальчишка из культового вампирского хоррора «Пропащие ребята»).
Но все эти персонажи в «Сталкере» не более чем фон для разборок Демона и Леди, их конфликт определяет не только динамику сюжета, но и его эмоциональный заряд. Кайл Галлнер (сыгравший тихого психопата в «Пассажире», еще одном «скрытом сокровище» последних лет) хорошо смотрится в образе разъяренного мужика с ружьем, но подлинная звезда фильма, конечно, Уилла Фицджеральд. Она в равной степени великолепна и как (обманчиво) беззащитная жертва, и как хладнокровная убийца. Леди обольстительна, умна и смертельно опасна — комбинация столь же пугающая, сколь и притягательная.
Правда, с Леди связан единственный заметный недостаток «Сталкера»: учитывая изобретательность фильма, ключевой твист вполне ожидаемый, и вау-эффекта не производит. К тому же в первой главе Мольнер хоть и аккуратно, но настойчиво проводит мысль о дисбалансе власти в паре Демона и Леди, так что догадаться, чем закончится их игра, можно уже на этом месте.
Но фильм от этого поворота хуже не становится. «Сталкер» — это динамичный и стильный триллер с чувственной эротикой и смачным экшеном, полный резких, но хорошо продуманных сюжетных поворотов. Джей Ти Мольнер (у которого в фильмографии был до этого только один полный метр — вестерн «Грешники и праведники») преподнес всем любителям жанра приятный сюрприз, который пропускать точно не стоит.
P.S. fun fact. Гэри Гилмор, о котором говорит Леди в шестой главе, — это хорошо известный в 1970-е годы американский убийца, который привлек к себе особое внимание прессы тем, что самолично потребовал для себя смертной казни через расстрел (это был первый подобный случай в США за долгое время), и его просьбу удовлетворили.