1983 год. Вымышленный город Хоукинс, штат Индиана очевидно, который показан в сериале Stranger Things («Крайне странные события»,а также «Очень странные дела» в русском многоголосом закадровом), выглядит как классический райцентр. Местечко из тех, где все друг друга знают, ходят друг к другу на день рождения и похороны; последнее исчезновение человека — в 1923 году, последнее самоубийство — в 1964-м. В лесу неподалеку скрывается крупная таинственная лаборатория, откуда в Хоукинс бежит молчаливая девочка; практически одновременно с этим бесследно исчезает другой ребенок. Группа сплоченных детей, компания подростков на пике полового созревания и несколько довольно беспомощных взрослых отправляются на поиски исчезнувшего мальчика, попутно разоблачая длительный государственный заговор.
Stranger Things — это фантастический триллер и фильм ужасов о необъяснимом одновременно: похищения, гипотезы об обитаемом параллельном измерении, эксперименты с телепортацией — многочисленные ситуации представлены со сторон то совсем детей, то почти уже не детей, то взрослых, которые зачастую оказываются трусливее и ограниченнее, чем увлеченные Dungeons&Dragons мальчуганы с рациями и велосипедами. Представители всех возрастных групп в Stranger Things проходят через весь ад, и любопытно наблюдать, как по-разному они его себе видят.
Школьники-радиолюбители для удобства называют судьбоносную лесную тьму Лихолесьем, монстров крестят терминами из своих настольных игр; эпизоды с их участием — чистое «Оно», снятое в более актуальном темпе. Приключения испуганных пубертатов — «Кошмар на улице Вязов» без маньяка. Шериф, сбитый летчик, который пытается работать с делом, но сталкивается с некомпетентностью местной полицией и превосходящими силами спецслужб; мать, которая посреди лета общается с пропавшим сыном через рождественские гирлянды — многослойная фантасмагория первой половины дебютного сезона Stranger Things способна продержать у экрана несколько часов подряд. Два вечера на просмотр всего сезона — и это будут два отличных вечера.
Экватор сериала — четвертый эпизод, в котором слегка спившийся, но далеко не тупой шериф наконец-то все понимает и идет ва-банк. Далее начинается открытая игра: герои по очереди оказываются в изнанке бытия, и здесь сериал начинает слегка лихорадить.
Stranger Things начинается как фильм о путостороннем, в котором показывают минимум потустороннего, делают упор на расследование и перемены в образах героев, до которых медленно доходит осознание чего-то невероятно зловещего. С пятой серии Stranger Things раскрывает часть карт, но делает это так, что иногда срывается на смехотворные выкрутасы с CG-доходягами из измерения «икс» и вместо кино показывает серии страшных картинок под резкий шум.
Несмотря на несколько неуверенных шагов во второй половине, Stranger Things — уникальная история, в которая предлагает не только остросюжетные приключения в пропащей провинции, но и выдающуюся стилистическую часть. Долгие паузы на одном плане, «Блейд раннер» на саундтреке и даже оформление титров придают происходящему своеобразный винтажный оттенок. Плюс герои, которые ломятся в зрительские фавориты: уморительный беззубый парень в бейсболке, аутсайдер с внешностью молодого Нормана Ридуса и невероятная Вайона Райдер в роли отчаянной матери пропавшего мальчика — даже в тот момент, когда сюжет начинает слегка плыть, не исчезает интерес к персонажам.
Финал, разумеется, обещает продолжение, и тут есть два варианта: или Stranger Things возьмет курс в сторону Silent Hill, или превратится в постыдный аналог Supernatural — очень не хочется, чтобы такая напряженная интрига свелась к войнушке в параллельных измерениях.