19 июля в российском прокате выйдет фантастический хоррор «Паранормальное» — новая работа режиссерского дуэта Бенсон-Мурхед («Весна», «Ломка»), вызвавшая восторги на жанровых фестивалях. Объясняем, чем фильм зацепил критиков, и кому кроме них он может понравиться.
Аарон и Джастин — двое братьев, когда-то давно бежавших из апокалиптической секты — внезапно получают видеопослание от своих старых знакомых. После некоторых колебаний братья решают посетить лагерь сектантов, чтобы окончательно расставить все точки над «i» и закрыть эту главу своей жизни. Но, прибыв на место, ребята вскоре выясняют: во-первых, никто из членов секты не посылал им никаких сообщений, а во-вторых, так просто взять и уехать обратно из сектантского заповедника уже не получится — по очень неожиданным (и зловещим) причинам.
Джастин Бенсон и Аарон Мурхед — режиссеры, которые явно любят хоррор, и причем хоррор малобюджетный: в их совместной фильмографии «Паранормальное» лишь третья по счету картина, снятая, как и остальные, на крошечные по современным меркам деньги (1$ миллион).
Но деньги здесь не главное. «Паранормальное» — это образцовый культовый хоррор — кино, снятое энтузиастами своего дела, полное своеобразных идей и не нацеленное на максимально широкую аудиторию. Кроме того, это фильм с минимальным количеством спецэффектов, полагающийся в большей степени на диалоги, атмосферу и на концептуальный сценарий, в котором хоррор о загадочной секте плавно перетекает в фантастическую притчу о Боге, человеке и вселенной.
«Паранормальное» начинается с двух цитат, одна из которых принадлежит Говарду Лавкрафту — и это действительно очень лавкрафтианская по стилю и тематике история. Здесь нет тентаклей и древних богов, но ужас от столкновения с чем-то неизвестным пронизывает весь фильм от начала до конца. При этом передается страх неведомого не через невообразимых монстров или призраков, а через постепенное соскальзывание в безумие, когда сама реальность перестает казаться устойчивой, и сводит с ума. При этом в фильм достаточно органично вплетена драматическая линия, связанная с отношениями двух братьев, и, хотя эта тема здесь и не основная, она придает всему сюжету отчетливое человеческое измерение.
С запутанным сюжетом, правда, связан и главный недостаток фильма. Да, «Паранормальное» — это кино, которое необходимо смотреть очень внимательно, что само по себе неплохо. Но в первой половине история движется слишком уж неторопливо, и те самые драматические моменты явно отодвигают на второй план основной сюжет. Только где-то к середине события начинают заметно ускоряться, и становится более понятной ключевая идея фильма — о которой лучше заранее ничего не знать, чтобы не портить впечатление. Те, кто высоко оценил дебют Бенсона-Мурхеда («Ломка»), почувствуют себя как дома и в какой-то момент будут приятно удивлены.
Вместе с тем, не стоит ждать от фильма традиционных приемов типа jumpscares или страшной музыки в нужных местах. «Паранормальное» больше напоминает «Тихое место», чем какой-нибудь «Джиперс Криперс». Но, в отличие от недавнего хита про слепых монстров, здесь меньше семейных ценностей и больше размышлений о природе времени и встрече с потусторонним миром — такое заинтересует далеко не всех, хотя людей, желающих подумать над увиденным, «Паранормальное» вряд ли оставит равнодушными.