В середине ноября Netflix выпустила сериал «Метод Комински», который на Rotten Tomatoes получил 96% от пользователей, но в России его выход остался практически незамеченным. Мы решили исправить эту ситуацию и поподробнее рассказать об одном из лучших комедийных шоу этого года.
Продюсером и сценаристом сериала выступил Чак Лорри, который за последние десять лет преуспел в запуске популярных комедий («Теория Большого взрыва», «Молодой Шелдон»). Однако его последняя работа отличается от предыдущих. Она без закадрового смеха и глупых шуточек, довольно смело, тяжело, но в то же время иронично ударяет по самому больному — старости и страху смерти. Отчасти поэтому, а отчасти из-за дерзкого стиля, бросающего вызов современным нормам приличия, этот сериал так интересно смотреть.
Возможно, такой провокационный выпад и не сработал бы, не будь у создателей блестящего подбора актеров. Главную роль — Сэнди Комински — исполняет очаровательный и несравненный Майкл Дуглас («Основной инстинкт», «Игра»), о котором если бы не «Человек-муравей» все бы уже давно забыли.
Не знаем, сознательно так вышло или нет, но его герой очень напоминает постаревшего Хэнка Муди из Californication, да еще так отчетливо, что от этого ощущения невозможно отделаться. Посудите сами: он так же ходит в кожаной куртке, заводит мимолетные связи со студентками, посещающими его уроки актерского мастерства, водит кабриолет — Mercedes 69 года, а его лучший друг — его же собственный агент. Да это же вылитая копия Хэнка, постаревшая на тридцать лет!
С другой стороны, его почти облысевший агент Норман Ньюлендер, которого играет Алан Аркин («Маленькая мисс Счастье», «Операция «Арго»), чем-то похож на Чарли внешне, но обладает совершенно отличным характером. Его нрав гораздо ближе к дядюшке Джуниору из «Клана Сопрано». Он вечно всем недоволен и не стесняется выражать негодование самым неприятным для собеседника способом.
Например, дождавшись в ресторане престарелого официанта, который все-таки донес ему в дрожащих руках бокал мартини, он с неприкрытым сарказмом произносит «Поздравляю!» В итоге из них получается парочка а-ля «Пока не сыграл в ящик», где один очень тактичный и по большей части жизнерадостный человек, а второй — угрюмый и сварливый. Профессионализм, опыт и талант этих двух актеров связывают их на экране настоящей дружбой, в которую веришь и от которой самому становится тепло и уютно.
По ходу сезона появятся не менее одаренные актеры: Дэнни ДеВито, Лиза Эдельштейн, Сара Бэйкер, но основным достоинством сериала остается юмор. По словам Майкла Дугласа, когда Чак Лорри рассказал ему о желании снять комедию про старение, он ответил: «Я хочу то же, что употребляешь ты». Потому что заставить людей смеяться над темой, которая, как ни погляди, вызывает печаль и грусть, кажется довольно тяжелым испытанием.
Тем не менее и у сценаристов, и у актеров получилось его пройти. Они сделали почти невозможное — смахнули застоявшийся слой скорби и открыли юмор там, где, казалось бы, сохранилась лишь тоска.
Как уже говорилось, этот юмор бесцеремонный и иногда граничит с трагедией, напоминая комедию «Впритык» с Заком Галифианакисом и Робертом Дауни младшим. К примеру, во время благотворительного ужина, посвященного болезни Паркинсона, одна из героинь шутит, что группе KC and the Sunshine Band не стоило бы играть здесь песню «Shake Your Booty» («Потряси своей попкой»).
В другом случае, когда главный герой ждет от доктора новостей о возможном раке простаты, его друг называет этот период ожидания простатой Шредингера, когда рак одновременно и есть, и нет. За такой черный юмор это шоу можно либо любить, либо ненавидеть.
С таким же отношением, с каким Californication высмеивал кризис среднего возраста, «Метод Комински» высмеивает самое страшное время — закат человеческой жизни, и делает это нахально, развязно, словом, так как это и должно быть. При этом сериал не превращает ситуацию в фарс и с серьезным лицом не забывает напоминать, насколько ценны отпущенные нам мгновения и силы.
Трагикомедию встретишь сегодня нечасто, а уж такую тем более. Любителям жанра ни в коем случае не стоит ее пропускать.