8 июня в российских кинотеатрах стартовал мистический блокбастер «Мумия», который стал очередной жертвой излишней расчетливости студийных боссов. Ленту обвиняют в навязчивой «франшизности» — авторы даже не попытались скрыть, что это не самостоятельное произведение, а первый кирпичик, заложенный в фундамент новой киноэпопеи, посвященной классическим монстрам из культовых хорроров студии Universal. Претензии отчасти обоснованы: пока современные телесериалы по качеству приближаются к «большому» кинематографу, полный метр все чаще заигрывает с многосерийностью. Выпуск потенциального кассового хита без задела на продолжения, спин-оффы и прочие кроссоверы — по мнению продюсеров, деньги на ветер. Но зритель, приходя в кинотеатр, рассчитывает получить цельную и самодостаточную историю, а не «пилот» высокобюджетного сериала, где каждый новый эпизод будет выходить с периодичностью в год-два.
Короче говоря, все хотят быть как Marvel, но не всем это удается. Даже у их прямых конкурентов из Warner Bros. и DC Comics заявленный в подзаголовке «Бэтмена против Супермена» рассвет забрезжил только сейчас, с выходом обласканной большинством критиков «Чудо-женщины». В конце концов, у Universal в запасе еще немало культовых персонажей, фильмы о которых смогут не только сгладить впечатление от неровного старта франшизы, но и приковать к себе зрительское внимание на годы вперед. Большинство из них не сходили с больших и малых экранов уже почти столетие, иные — едва не были преданы забвению, но сейчас получают шанс на реабилитацию. О всех них сегодня и пойдет речь — какие проекты из так называемой «Темной вселенной» находятся в разработке у студии.
«Невеста Франкенштейна»
В массовой культуре чудовище Франкенштейна дебютировало в 1818 году в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей». Предыстория такова: холодным летом 1816 года небольшая компания, состоящая преимущественно из представителей британской интеллигенции и возглавляемая небезызвестном поэтом Байроном, забавлялась тем, что для увеселения друг друга сочиняла страшные истории. Больше всех в этом деле преуспела юная Мэри Шелли, чья байка об одержимом ученом, решившем потягаться с Богом, впоследствии переросла в полноценный роман, которому было суждено стать одним из столпов научно-фантастической литературы.
Первая экранизация «Франкенштейна» датирована 1910 годом. Одноименная немая короткометражка ставила своей целью не столько напугать зрителя, сколько поведать философскую притчу, вдохновленную теми подтекстами, что Шелли заложила в свое произведение. Но настоящей кинозвездой монстр стал лишь в 1931 году. «Франкенштейн» с великим Борисом Карлоффым в главной роли фактически переизобрел канон — процесс создания чудовища в оригинальном романе Шелли оставила за скобками, и только благодаря ленте Джеймса Уэйла зрители узнали, что знаменитого голема сшили из элементов мертвых тел и оживили электрическим разрядом. Оттуда же пошел и устоявшийся внешний вид монстра — крупные габариты, грубые черты лица, прямоугольная голова, болты в шее.
Безоговорочный успех способствовал скорому выходу продолжения — через четыре года на экраны вышла «Невеста Франкенштейна», по сюжету которой чудовище обзаводится подругой со схожим происхождением. Джеймс Уэйл и Борис Карлофф закрепили собственный успех — оба фильма задали направление для жанра, да и в целом оказали немалое влияние на кинематограф. Universal еще несколько лет кормилась за счет Франкенштейна.
С годами, как это часто бывает, образ монстра утратил пугающий флер и стал одним из маскотов поп-культуры XX-начала XXI века. Франкенштейна (так стало принято называть самого голема, а не только его творца) продолжают эксплуатировать в кино, спектаклях, мультфильмах и телесериалах самых разных жанров — вплоть до пародий и даже порно-пародий. В последние годы пыль с томика Мэри Шелли чаще всех стряхивают создатели экшн-фильмов. Франкенштейн был камнем преткновения в сюжете «Ван Хельсинга» Стивена Соммерса; в кривоватой кальке с «Другого мира» под названием «Я, Франкенштейн» монстр получил атлетическое телосложение и внешность актера Аарона Экхарта и сам стал боевым героем; в сравнительно недавнем триллере «Виктор Франкенштейн» чудовищу отводилась второстепенная роль, а центральными персонажами стали титульный ученый и его помощник Игорь, сыгранные Джеймсом Макэвоем и Дэниэлом Рэдклиффом.
О готовящемся ремейке «Невесты Франкенштейна» известно пока немногое. У ленты уже заявлена дата выхода (февраль 2019 года), режиссером числится Билл Кондон, чья «Красавица и чудовище» сорвала этой осенью банк, а роль монстра досталась одному из лучших кинозлодеев современного Голливуда — Хавьеру Бардему. Сам актер шутит, что гримерам не придется тратить много времени и денег на превращение актера в монстра из-за его крупной головы, соответствующей анатомии канонического чудовища Франкенштейна. Не до конца понятно, почему Universal решили сразу обратиться к «Невесте…», не начав историю непосредственно с сольного выступления ожившего трупа, но в СМИ периодически всплывает информация о том, что студия уже на протяжении длительного времени пытается заманить в свой проект Анджелину Джоли, упорно не дающую своего согласия — хотя ее переживающей не лучшие времена карьеры участие в блокбастере пошло бы на пользу.
«Человек-невидимка»
Своей востребованностью в литературе и впоследствии кино тема невидимости обязана одному из родоначальников научной фантастики в том виде, в каком мы ее знаем — Герберту Уэллсу.
Главный героем романа 1897 года — молодой ученый Гриффин, в ходе своих изысканий открывший сыворотку невидимости. Став подопытным в собственных экспериментах, Гриффин начал постепенно терять рассудок, превращаясь из гения в неконтролируемого маньяка.
Сюжетная канва одноименного фильма 1933 года хоть и допускала некоторые вольности, но все же придерживалась первоисточника. Лента встала в один ряд с предыдущими «монструозными» творениями студии Universal, добавив человека-невидимку в пантеон культовых хоррор-персонажей. Как и в случае с другими фильмами из этой линейки, за первой картиной последовало несколько продолжений, уже не опиравшихся на тексты Уэллса.
Писатели, кинематографисты и авторы видеоигр в своих работах регулярно обращаются к невидимости в той или иной форме. Если же говорить именно о кино, специализирующемся на незримых героях, то здесь стоит выделить шестисерийный телефильм BBC 1984 года, советскую экранизацию «Человека-невидимки» 1985 года, в которой Гриффин представлен уже не безумцем, а жертвой обстоятельств, «Исповедь невидимки» 1992 года Джона Карпентера с популярным комиком Чеви Чейзом в главной роли и, конечно, номинированный в 2001 году на «Оскар» за лучшие спецэффекты фильм «Невидимка» Пола Верховена. Действие фильма разворачивалось в наши дни, а в центре повествования был ученый, сыгранный Кевином Бейконом, добровольно опробовавший на себе сыворотку невидимости. Дальнейшие события предугадать несложно: процесс оказался необратимым, и протагонист вместе со своим внешним обликом утратил и признаки вменяемости. К наследию Уэллса также обращались и авторы комикса, а затем и кинокомикса «Лига выдающихся джентльменов». Примкнувший к титульной команде сверхлюдей невидимка по сюжету был вором и мошенником, обнаружившим формулу Гриффина. Антидотом, разумеется, он не разжился, но зато остался в относительно здравом уме.
О новом «Человеке-невидимке» информации еще меньше, чем о «Невесте». Известно лишь имя исполнителя главной роли — к проекту официально прикреплен Джонни Депп. И хоть последние фильмы с участием актера уже не приносят студиям столь высокую прибыль, как прежде, а в СМИ его имя все чаще всплывает в связи с очередным скандалом, вроде громкого развода с Эмбер Херд, Деппу грех жаловаться на отсутствие выгодных предложений. Звезда «Пиратов Карибского моря» успешно сочетает съемки в малобюджетных картинах с участием в крупных франшизах — все тех же «Пиратах» или «Фантастических тварях» Джоан Роулинг. В скором времени к ним прибавится и «Темная вселенная».
«Дракула»
Вот уж кто точно не нуждается в представлениях, так это самый известный в мире вампир. Дракулу в 1897 году придумал писатель Брэм Стокер, вдохновленный биографией реальной исторической личности — князя восточноевропейского государства Валахия Влада III Цепеша, известного своей жестокостью. Вампиры и до этого фигурировали во многих литературных произведениях, но отсчет роста их популярности стоит вести именно с публикации романа Стокера. Аристократическое происхождение упыря, чеснок как средство борьбы с нечистью и многие другие атрибуты жанра взяты из «Дракулы». Разве что солнечного света злодеи тогда еще не боялись. Извечный противник графа-вампира — Ван Хельсинг — кстати говоря, тоже персонаж Стокера.
Первые экранизации не заставили себя ждать. Было несколько немых короткометражек, затем более известный «Носферату» 1922 года, авторы которого воспроизвели сюжет произведения Стокера, но так и не заполучив права на использование оригинальных имен, довольствовались позаимствованными из книги образами. За что в итоге и поплатились: вдова писателя Флоренс Стокер добилась банкроства компании Prana Film, выпустившей картину. Наиболее каноничным считается «Дракула» 1931 года, собственно, и давший старт «монстровселенной» Universal. Ирония в том, что в ленте Тода Броунинга осталось очень мало от Стокера — за основу сценария была взята основанная на романе пьеса Гамильтона Дина. Роль графа исполнил венгерский актер Бела Лугоши, вместе с Борисом Карлоффым ставший одним из самых почитаемых хоррор-актеров той эпохи.
Следующим важным этапом в экранной биографии князя тьмы стоит считать 1958 год, когда свою версию «Дракулы» выпустила студия Hammer. Вампира сыграл Кристофер Ли, к которому на долгие годы прикипел образ злодея — он же позднее стал Саруманом из «Властелина колец» и Дуку из «Звездных войн». И как не упомянуть «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы 1993 года. Лента с Гэри Олдманом, Энтони Хопкинсом, Киану Ривзом и Вайноной Райдер успешно сочетала в себе элементы ужаса и драмы. Три премии «Оскар» и звание одной из самых близких к литературному первоисточнику адаптаций.
Дракулу играл комик Лесли Нильсен; он содержал отель в мультипликационной дилогии «Монстры на каникулах»; сражался с Блэйдом и Бэтменом; то и дело сходился в схватке со своим заклятым врагом Ван Хельсингом. Последним фильмом о легендарном вампире, заслуживающем внимания, стал «Дракула» 2014 года с Люком Эвансом в главной роли. В ленте Гарри Шора рассказывалось о благородном князе Владе, вынужденном стать монстром, чтобы защитить свою семью и свой народ от турецких захватчиков. Стоит сказать, что Universal планировала выстроить свою киновселенную, отталкиваясь именно от этой ленты, но холодный прием у критиков, а также скромные кассовые сборы заставили отказаться от этой затеи, так что в ближайшее время нас ждет очередное переосмысление истории о Дракуле.
«Человек-волк»
Образ оборотня Universal позаимствовала из фольклора многих народов мира и посвятила человеку-волку отдельный фильм, вышедший на экраны в 1941 году. Там все довольно предсказуемо и традиционно: проклятия, превращения, убийства. Зато в одной из второстепенных ролей появлялся Бела Лугоши, к тому моменту уже десять лет успешно сотрудничавший со студией. Вышедшее через два года продолжение объединяло персонажей сразу двух культовых персонажей — человека-волка и Франкенштейна. Так что, как видите, кроссовер — не новый жанр, в нем упражнялись еще в середине прошлого века.
В кино оборотни, как и вампиры, частые гости. В 2010 году студия выпустила ремейк своей классики. Картина собрала неплохой актерский состав: Бенисио дель Торо, Энтони Хопкинс, Эмили Блант, Хьюго Уивинг. Триллер режиссировал Джо Джонстон, годом позднее поставивший для Marvel первый фильм о Капитане Америка. «Человек-волк» получил премию Киноакадемии за лучший грим, но благополучно провалился в прокате.
Единственное, что сейчас известно об очередном «Человеке-волке», так это то, что студийные боссы видят в главной роли Дуэйна Джонсона. Участие самого высокооплачиваемого актера Голливуда однозначно повысило бы интерес к картине, но, учитывая занятость Скалы одновременно в нескольких франшизах, пока его заинтересованность в данном проекте кажется сомнительной. Ждем дальнейших анонсов.
«Создание из Черной лагуны»
Финальным аккордом классической серии фильмов ужасов Universal принято считать «Создание из Черной лагуны». Монстр, также известный как, кхм, жаброчеловек, появился на экранах в 1954 году и вскоре обзавелся собственной трилогией. Человек-амфибия получился наиболее «бульварным» из всех персонажей киновселенной, но это не помешало ему с первой же попытки заработать в американском прокате свыше миллиона долларов (баснословные по тем временам деньги) и внести весомый вклад в кинематограф. Сам Стивен Кинг в своей книге «Пляска смерти» упоминает «Создание из Черной лагуны», как один из наиболее значимых фильмов в жанре «ужасы».
Сюжетно лента Джека Арнольда перекликалась с классическим «Кинг-Конгом»: экспедиция, забредшая на неизведанные территории, натыкается на древнюю тварь, которая увлечена не столько борьбой за выживание, сколько девушкой, прибывшей в ее владения вместе с остальными незваными гостями. Из всех монстров Universal жаброчеловек, пожалуй, требует наиболее радикального переосмысления. Без слез на этого антропоморфного тритона сейчас не взглянешь. Но, судя по всему, к идее перезапуска «Создания из Черной лагуны» студия относится серьезно — по слухам, главную женскую роль продюсеры хотят отдать Скарлетт Йоханссон.
«Призрак оперы» и «Горбун из Нотр-Дама»
Самые неочевидные представители этого списка, тем не менее, также относятся к классической монстровселенной Universal. Герои романов Гастона Леру и Виктора Гюго соответственно получили экранную жизнь в качестве хоррор-персонажей в 20-х годах прошлого века. Обоих героев — и призрака оперы Эрика, и горбуна Квазимодо — сыграл один и тот же актер, Лон Чейни. Он же, к слову, должен был играть и Дракулу, но незадолго до запланированного старта съемок актер ушел из жизни из-за рака гортани.
Если «Призрак оперы» изначально подпадал под определение готического романа, то «Собор Парижской Богоматери» при переносе на экраны подвергся значительным метаморфозам. Сейчас с горбуном из Нотр-Дама в первую очередь ассоциируется диснеевский мультфильм 1996 года, равно как и при упоминании «Призрака оперы» на ум приходит мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и его последняя на данный момент экранизация с Джерардом Батлером в роли призрака. Надеемся, что в ближайшее время станет понятно — ждать ли про этих двоих отдельных фильмов, или они станут для франшизы сквозными второстепенными персонажами, как, например, доктор Джекилл, сыгранный в «Мумии» Расселом Кроу.
Несмотря на слабую прессу, «Мумия» уже собрала в мировом прокате сумму, соразмерную своему бюджету. До выхода в ноль и уж тем более получения прибыли еще далеко, но старт дан. Постановщик картины и по совместительству главный идеолог франшизы-новостройки Алекс Куртцман держится бодро и всем видом дает понять, что художественный провал его вовсе не беспокоит. В интервью для The Hollywood Reporter режиссер и сценарист рассказал, что у творческой группы в рукавах еще полно козырей — каждый фильм будет обладать уникальными чертами, отличающими его от других проектов. Остается только пожелать удачи и с интересом наблюдать, что же будет дальше — если уж от киновселенных сейчас никуда не деться, так пусть они хотя бы будут не только о супергероях из комиксов.