Пока кто-то мечтает стать успешным блогером или хотя бы космонавтом, немного недотепистые, но искренние в своем энтузиазме братья Марио и Луиджи грезят о карьере сантехников. Но не простых, а самых лучших. Так что они смело бросаются спасать родной Бруклин от наводнения, но случайно заглядывают не в ту трубу, которая мгновение спустя выплевывает их в волшебный мир. Здесь царят мир и гармония, что не очень устраивает воинственную огнедышащую черепаху Боузера. Злодей положил глаз на правительницу Грибного королевства принцессу Пич, но покорить ее сердце он планирует насильственными методами.

Вне зависимости от того, что о «Братьях Супер Марио в кино» думают критики (они преимущественно кривят носы) и простые зрители (они преимущественно в восторге), экранизация, пожалуй, самой известной игры Nintendo уже вошла в историю. В будущем, скорее всего, этот результат будет побит, но сейчас можно смело заявить: у «Братьев» самый успешный старт в прокате среди всех анимационных проектов. Студия Illumination, видимо, нацелилась на очередной миллиард, глядя как кинотеатры штурмуют семьи с детишками и великовозрастные гики. Собственно, вот вам два ядра целевой аудитории.

С первыми все понятно. Для них тут яркая картинка, простенький «физический» юмор и бешеная динамика. Времени ни на раскачку, ни на экспозицию толком нет. Есть лишь стремительный забег от начальных до финальных титров по дороге, вымощенной фан-сервисом. Собственно, это уже главная приманка для зрителя более сознательного возраста: того, кто хотел стать сантехником, когда вырастет, но не из-за фильмов с отцовских видеокассет без обложек, а из-за восьмибитных усатых водопроводчиков. 

Работающие в плотной связке с Nintendo авторы мультика явно провели за исследованием мира Марио немало времени, прежде чем взяться за его воссоздание на экране. Подмигиваний и отсылочек здесь множество, а лучшие из них элегантно спрятаны в саундтреке, когда то и дело в музыке проскакивают знакомые мелодии в различных аранжировках. 

Где-то здесь и проходит линия критического водораздела. Если ваша любовь к Марио настолько сильна, что банального эффекта узнавания достаточно, чтобы получить от увиденного удовольствие, то вам ничего не грозит. Потому что большую часть времени «Братья Супер Марио» — это буквальная экранизация геймплея, которая не разменивается на объяснение каких-то там условностей. Вот, Марио, в воздухе висят кирпичи — прыгай по ним! А вот бонусы: съешь грибочек — станешь большим и сильным, возьмешь цветок — сможешь кидать фаерболы. Попавший в чудо-мир главный герой принимает эти вводные как данность, то же предлагается сделать и нам.

Наверное, странно предъявлять такие претензии детскому мультфильму (да еще и от создателей пресловутых «Миньонов»), но чуточку ворлдбилдинга точно бы не помешало. Вместо него у нас пестрое мельтешение и двумерные диалоги, приводящие к тому, что от насыщенного экшеном третьего акта натурально клонит в сон. Извини, Марио, но нормальный сценарий в другом замке.

В наивности «Братьев Супер Марио» есть толика своего обаяния. Даже обязательная мораль тут совершенно бесхитростна. В самом начале Марио и Луиджи — смешные аутсайдеры с нелепым рекламным роликом на ТВ. Их никто не воспринимает всерьез, включая собственных домочадцев. В финале же они дают отпор Боузеру на глазах у всего города. Понятная арка развития героев, да и не всей мультипликации нужно заплывать на «пиксаровские» глубины.

С другой стороны, у нас с вами есть свежий пример в лице второго «Кота в сапогах». Сиквел проходного спин-оффа «Шрэка» оказался одновременно и уморительной комедией, и лихим боевиком с обилием визуальных примочек, и неглупой историей про осознание собственной смертности. Творение Illumination же хочется сравнить с «ЛЕГО Фильмом», где за внешней изобретательностью порой скрывался весьма раздражающий юмор. У «Братьев Супер Марио» схожее СДВГ-повествование с очевидными гэгами и единственным действительно смешным персонажем — звездоподобной Лумали, обладающей ярко выраженными суицидальными наклонностями и радостно рассуждающей о страданиях и забвении. Без обиняков отдать должное стоит разве что очень дорогой и качественной графике и анимации: от шикарно прорисованных задников до каждой складочки на комбинезоне Марио. Тут уж, как принято говорить, на экране виден каждый доллар.

Особо впечатлительные обитатели твиттера уже присовокупили успех мультфильма к наделавшей немало шума адаптации The Last of Us и объявили о ренессансе игровых экранизаций. Скорее всего, определенный тренд на какое-то время будет задан, но не стоит думать, будто лед тронулся только сейчас. Стартовавший полтора года назад «Аркейн» покорил даже тех, кому нет дела как до игр вообще, так и до League of Legends в частности. «Детектив Пикачу» и «Соник в кино» тоже заработали свою копеечку. Есть, правда, и печальные примеры, вроде очередных попыток реанимировать Mortal Kombat или Resident Evil. 

«Братья Супер Марио», к счастью, не столь маргинальны, но достаточно инфантильны, чтобы отнестись к ним снисходительно. Если их миссия — открыть дорогу на большие экраны для других героев нашего с вами детства и юношества, то да будет так. Только все равно, как ты ни старайся, геймеры будут в ярости.