Десять лет прошло с событий, развернувшихся в «Днях минувшего будущего». Человечество постепенно свыкается с фактом существования мутантов. Профессор Ксавьер набирает в свою школу для одаренных все новых учеников. Невольный символ движения за права мутантов Мистик колесит по миру в поисках себе подобных. Все идет своим чередом, но затишье оказалось временным. В песках Египта пробудилось древнее зло в виде могущественного мутанта Апокалипсиса, всем идеологиям предпочитающего социальный дарвинизм. Мегаломаньяк собирается огнем и мечом пройтись по планете, очистив ее от биологического мусора. С этой целью он подбирает себе четверых сторонников, среди которых затесался и Магнето, переживающий личную трагедию.
Сериал о Людях Икс — что-то уходящее своими корнями в детство многих современных зрителей, к первым двум частям; оригинальные фильмы были бессчетное количество раз отсмотрены еще на VHS (а в регионах формат DVD тогда только входил в моду). И даже в последнем фильме, максимально удаленном от исходной трилогии, ощущается преемственность.
Отец киномутантов Брайан Сингер в этот раз выступил в роли отличника, который накануне экзамена вспомнил, что неплохо было бы подготовиться. И вот перед ним комиссия. Что-то он вспоминает уверенно, о чем-то на бегу прочитал в дидактических материалах. Ответ складный, но не без лишних знаков препинания. Несмотря на приличную плотность событий, складывается ощущение, что первые две трети картины не происходит ничего важного. Причина в титульном злодее, который долго не проявляет себя должным образом. Он упражняется в пафосной риторике, будто лидер секты; заманивает на свою сторону молодых мутантов, а его лобовое столкновение с Людьми Икс откладывается до самого финала. От Апокалипсиса веет угрозой, есть в нем что-то зловещее, но заложенный потенциал так и не раскрывается в полную силу. Это же касается всего остального в фильме.
Лента идет по пути наименьшего сопротивления — она гораздо проще по своей структуре, чем «Дни минувшего будущего». Если в прошлый раз Сингер, прибегнув к ходу с путешествиями во времени, построил на нем достаточно умную и выверенную по меркам кинокомикса историю, то в этот раз нам преподносится банальная битва между плохими и хорошими. И пусть некоторые из плохих — это еще не осознавшие себя хорошие, прямо сейчас это не имеет никакого значения.
Персонажи в «Апокалипсисе» никак не развиваются. Джеймс Макэвой и Майкл Фассбендер — по-прежнему лучшие, но их взаимоотношения устроены на уровне «друзья-враги» и не думают выходить на новый виток, топчась на одном месте. Любимчик публики Ртуть честно признается, что совсем не изменился. И это сущая правда, хотя по сюжету прошло десять лет. И даже гвоздь программы — обязательное сольное выступление спидстера все такое же крутое — но именно что «такое же». Даже здесь наблюдается вторичность, и эпизод выигрывает по большей части за счет удачно подобранной музыки.
Если юные версии Циклопа, Джин Грей, Шторм и Ночного Змея еще более-менее справляются со своими обязанностями, то сверкающей бедрами Псайлок досталось полторы реплики и одна боевая сцена. Будем надеяться, что Оливии Манн повезет больше в «Силе Икс», где ей самое место.
Вытащить зрителя на долгожданные эмоции удается только в финальном акте. После затянувшейся экспозиции Сингер наконец-то дает тлеющему почти два часа фитилю догореть, и на экране начинается буйство спецэффектов с толикой драмы. Несмотря на творящийся на экране цирк, героям все равно приходится сопереживать. Тем более, что студия Fox, в отличие от Marvel, не боится смертей персонажей, пусть и по большей части второстепенных. Да и картинка в итоге все же складывается. Пусть и простая, но без очевидных дыр в логике.
Если делать рейтинг супергероики этой весны, то «Апокалипсис» встанет ровно посередине между «Противостоянием» и «Бэтменом против Супермена» — как по качеству, так и по уровня отношения к зрителю. Фильмы Marvel дружелюбны и рады всем — даже если вы бы забудете какие-то детали из предыдущих картин, на общем впечатлении от просмотра очередной новинки это особо не скажется. Warner Bros. и DC, кажется, вообще плевать, что о них думают по ту сторону экрана — они упорно гнут свою линию, хмуря брови. Fox же целится в очень специфичную аудиторию. И речь не о знании матчасти, а о готовности и сейчас принять правила, диктуемые франшизой все эти годы. «Люди Икс» — это не киноадаптация в привычном для нас понимании. Это честная экранизация, старающаяся по максимуму придерживаться комиксов-первоисточников и их канонов.
«Апокалипсис», как и предыдущие фильмы франшизы, обязателен для ознакомления, но с очень большими оговорками. Если вас устраивают временные парадоксы, перекраивающие вселенную сверху донизу и порождающие все больше разночтений. Если вы обожаете экшн, способный вызвать эпилептический припадок не хуже какого-нибудь аниме (это странный, но все же комплимент). Если вас не смущает вид главных героев, который порой выглядят словно косплееры, перепутавшие то ли станцию метро, то ли дату проведения фестиваля. Если вас не отпугивает излишне агрессивный фан-сервис (молодую Джин Грей не успели толком представить, а уже каждая вторая сцена с ней дает жирные намеки на будущее). Если вы готовы смириться с тем, что в хронологии сериала, кажется, давно запутались даже сами авторы. Короче говоря, если вам хочется еще чуть-чуть Людей Икс, на этой вечеринке для своих вы будете чувствовать себя как дома. В противном случае остается стесняться в углу.