С 7 февраля в российских кинотеатрах идет фильм «Завод» — новая картина от режиссера «Дурака» и «Майора» Юрия Быкова. Неустойчивое кино с остросоциальным контекстом — как и сам постановщик в последние пару лет.

В маленьком и бедном городе России закрывают завод. Это ключевое предприятие, где работают 300 человек. Несмотря на это, владелец, регулярно задерживавший зарплаты, принимает решение избавиться от обузы. Группа самых отчаянных рабочих решается отомстить ему и заодно «взять свое» — устраивает похищение главы завода с целью выкупа.

Юрий Быков — самый народный режиссер в России прямо сейчас. Начиная с «Майора» армия его поклонников только растет: «Дурака» в голосовании «Кинопоиска» признали главным отечественным фильмом за последние 15 лет, а после скандала со «Спящими» ему оказали массовую поддержку на фоне травли за участие в проекте от Первого канала. Он задумал «Завод» еще несколько лет назад, но снял только сейчас: участвовал в коммерческих проектах и искал деньги на производство фильма, который очевидно не будет финансировать Минкульт.

В недавнем интервью Быков назвал себя не ремесленником или режиссером, а романтиком и художником: у всех картин этого режиссера есть сердце, пусть и серое, депрессивное, российское. В «Заводе» этот нерв тоже содержится: кино о борьбе бедных с богатыми, о справедливости против капитализма, о проблеме заброшенной промышленности в регионах.

Народность Быкова исходит из того, что его фильмы ощущаются родными, словно «Брат» Балабанова, а также показывают действительность за пределами Москвы и Питера, как «Аритмия» Хлебникова.

Разобщенность Быкова с самим собой отразилась и на его новой картине. «Завод» — это ключевой эпизод сезона бесконечного сериала на НТВ: суровые мужчины в кожаных куртках, менты и рабочие два часа выясняют, на чьей стороне правда. Но также фильм ощущается как первосортный криминальный боевик: сцены перестрелок сняты крайне качественно даже со сложных ракурсов и в замкнутых пространствах. А сценарий написан, как любой фильм про суровую российскую реальность: много разговоров, почти нет действий и концовка — обязательно плохая и глубокомысленная. Эта история могла произойти в 90-е, могла в 00-е, а могла позавчера — это особенность российской действительности.

Так уж вышло, что все хорошие фильмы в России — обязательно остросоциальные. Драмы про любовь («Нелюбовь»), комедии («Неадекватные люди»), голливудские истории («Духлесс») или исторические эпосы («9 рота»). «Завод» очень похож на «Бешеных псов» Тарантино, только без комичных ситуаций и резких диалогов. «Псы» Быкова — это суровые мужики с погонялами типа Седой и Веселый, которые загнаны жизнью в жестокие условия бедности и безысходности. В этом плане актеры Денис Шведов и Владислав Абашин, оказавшиеся по разные стороны конфликта, сыграли на крайне высоком уровне. Первый — слегка сошедший с ума военный, уверенный в своих принципах, второй — упертый наемник, работающий на чиновника ради семьи.

Мастерство Быкова в «Заводе» заметить не сложно. Будь-то построение драматических линий главных героев, составление громких диалогов и обличающих монологов, постановка боевых сцен или показ декоративной, но вполне настоящей, российской глубинки. Режиссер по-прежнему остается большим профи.

Из фильма вышла новая версия одного из главных отечественных рэп-альбомов «Роспечаль». Если «Проект Увечье» прямо говорил: Россия — это «Лузервиль» и «Корабль дураков», то «Завод» скорее о том, что все россияне в жизни делают один выбор: или борются за принципы и правду, или мирятся и стремятся к комфорту. Пускай Быков чрезмерно прямолинейный и буквальный — «Дураку» это совсем не помешало стать громкой социальной драмой. Да и сам режиссер говорил: «В конце концов, мне просто неинтересно делать по-другому. Я не хочу. Точка».