А не возникало ли у вас в своей жизни желание сбросить с себя всю бытовую шелуху, уволится с работы и уехать жить на несколько лет (а может и навсегда) в сельскую глубинку, подальше от назойливого влияния цивилизации? Была бы такая жизнь лучше или хуже прозябания в индустриальном городе? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться, а поможет в наших начинаниях американский философ, писатель и натуралист — Генри Дэвид Торо, автор выдающегося произведения «Уолден, или жизнь в лесу».
Творческий путь писателя
Генри Дэвид Торо родился 12 июля 1817 года в Конкорде (штат Массачусетс) в семье ремесленника. Мать Торо имела шотландское происхождение, а отец — французское (дед Торо со стороны отца переселился в Америку с острова Джерси во время Войны за независимость). Генри фактически всю свою жизнь провел в Конкорде, за исключением четырех лет, затраченных на обучение в Гарвардском университете, и шести месяцев, проведенных в Стейтен-Айленд (округ Нью-Йорка).
В Гарвардском университете Торо изучал древние языки, а также немецкий, французский, итальянский и испанский. Античное мировоззрение философов занимало важное место в духовном мире Генри (он даже перевел на английский «Семеро против Фив» Эсхила).
После обучения Торо возвращается в Конкорд, где знакомится с Эмерсоном Ральфом Уолдо и становится младшим сочленом в кружке трансценденталистов (трансцендентализм — философское течение, основными идеями которого служат социальное равенство, духовное самосовершенствование, близость к природе). В 1841 году Торо переехал к Эмерсону и жил у него в течение двух лет помогая по дому, и пребывая в качестве ученика. В то же время Торо начинает заниматься публицистикой, и печатает свои первые очерки и стихи в главном журнале трансценденталистов — «The Dial».
В истории американской философии Торо, в первую очередь, знаменит своим необычным поступком — писатель два года прожил в лесу на окраине Конкорда, и позже написал свое знаменитое произведение «Уолден, или жизнь в лесу», в котором подвел итоги своего двухлетнего трансцендентного бытия. С 4 июля 1845 года о 6 сентября 1847 года Генри Торо проживал в полном одиночестве в самостоятельно построенном доме на берегу озера Уолден. Все свои размышления и наблюдение за природой Торо записывал в дневник — записи из него в дальнейшем использовались для написания книг и чтения лекций. Кстати, с привычкой «философских» прогулок писатель не расставался до конца своих дней.
Примерно в середине своего пребывания на Уолдене Генри ночь провел в тюрьме. В июле 1846 года он встретил сборщика налогов, который, вы не поверите, попросил Торо заплатить подоходный налог, который Торо не желал платить на протяжении нескольких лет. Генри отказался, и за столь дерзкое неповиновение его заперли в местной тюрьме. На следующий день его выпустили — какой-то доброжелатель оплатил всю задолженность Торо.
После завершения двухгодичного «эксперимента» Торо возвращается в Конкорд, где зарабатывает на жизнь работая в мастерской отца или занимаясь физическим трудом по найму. Принадлежавшему семье магазину Генри уделял ровно столько времени, чтобы поддержать финансово свою семью и обеспечить себе скромную жизнь. Все свободное время писатель тратил на литературные занятия и наблюдения за природой. Генри Торо все больше чувствовал свою отчужденность от граждан Конкорда, в то время как некоторые сограждане откровенно считали его бездельником и маргиналом.
Первая его книга, опубликованная в 1849 году, имеет название «Неделя на реках Конкорда и Мерримака» — небольшой рассказ о двухнедельном путешествии со своим братом Джоном. С 25 сентября по 2 октября 1850 года Генри Торо совершил путешествие в Канаду, о чем написал заметки «Янки в Канаде». Две других книги — «Леса Мэна» и «Кейп-Код» — были опубликованы посмертно, хотя некоторые части публиковались в журналах.
Одним из наиболее известных произведений, помимо «Уолдена», и наиболее почитаемым сегодня остается эссе — «О долге гражданского неповиновения». Являясь сторонником аболиционизма, Торо отстаивал права чернокожих рабов. Он предлагал в своем труде философию ненасильственного сопротивления общественному порядку.
Генри Дэвид Торо скончался в Конкорде от чахотки в мае 1862 года.
«Уолден, или жизнь в лесу»
Главный труд Торо посвящен анализу ценностей общества, в котором находился писатель. Однако в этой книге есть и множество изящных поэтичных описаний флоры и фауны Уолдена, подробный отчет о постройке хижины и устройстве очага. Имеется даже расчет прибылей и расходов от выращивания бобов и картофеля. Так что любой начинающий «дауншифтер» может прочесть этот труд, и воспользоваться знаниями, почерпнутыми из него на практике.
В 1845 году уровень промышленности в Америке не отставал от развитых стран Европы. Местная общественность осознает, что нечто происходит с общественным порядком, и начинает горячо дискутировать на темы «переустройства» мира, справедливого миропорядка, создавая социальные теории. Что такое «личная свобода»? Как ее достичь? В своем труде Торо считает первоочередным требованием для обретения личной свободы человеку крайне важно осознать, что люди сами строят вокруг себя «клетки», из-за неумения регулировать внутренние мотиваторы:
«…Человек раб и пленник собственного мнения о себе. Судьба человека определяется тем что он о себе думает. Накопление собственности и заботы по приумножению ее изнуряют человека, который едва успевает опомниться перед смертью и признать, что жизнь его пролетела впустую».
Так как человек сам сажает себя в «тюрьму», то и освобождаться от этого воздействия должен сам. Торо считает, что у каждого человека в современном (для него) обществе, имеется тот уровень личной свободы, которую он заслуживает. Умение отличить зерна от плевел — это одна из задач, стоящих перед человеком, чтобы не тратить свою жизнь в погоне за «псевдопотребностями» (стоит напомнить, что сам Торо жил не в эпоху «общества потребления», а лишь застал начало тотальной индустриализации и победы буржуазии).
Проблема несвободы, по мнению Генри Торо, заключается в том, что люди решают не те проблемы. Прежде чем снять с себя кандалы, Торо предлагает сначала определится со своими целями. Своим поступком, поселившись в лесу, Торо продемонстрировал, что у человека есть возможность существовать без отчуждения от труда и быть независимым (от многих лишних внешних факторов).
Торо, убедившись на своем примере, заявляет, что абсолютно и достаточно удовлетворять лишь «жизненные потребности». Для человека в его климате этот список составляют: пища, кров, одежда и топливо. Не обладая этим базисом, человек неспособен свободно и успешно решать проблемы, возникающие на жизненном пути.
Если потребности сведены к естественным, пропадает сразу целый спектр проблем, связанный с общественным регулированием: например, Торо рассуждает, что стоимость съема комнаты в Конкорде составляет 30 долларов в год, в то время как его собственноручно построенный дом обошелся ему всего в 28 долларов; добывает писатель пищу своим трудом, и, при всей занятости, он успевает уделять много времени на занятия, которые ему по душе — книги, общение с редкими гостями, размышления. Ведь если утверждать, что цивилизация действительно олицетворяет благо, улучшая условия жизни, нельзя забывать и о другой стороне медали — количестве жизненных сил, которые будут затрачены на получение этого блага.
К тому же Торо обращает внимание на тот факт, что зачастую причина «потребительства» связана со стадным инстинктом и желанием быть «дороже» чем кажешься окружающим. Этому существует логичное объяснение — большинство людей ленятся иметь свои собственные мысли:
«Большинство людей, видимо, никогда не задумываются над тем, что такое дом, и всю жизнь терпят ненужные лишения потому, что считают обязательным иметь такой же дом, как у соседа. Так же и с одеждой. Моды создаются праздными богачами, а толпа прилежно им следует».
В завершение, хочется добавить про отношение Торо к людям, на костях которых строится цивилизация:
«Ну, а как обстоит с несчастным меньшинством (прим. Торо по непонятной мне причине употребляет слово меньшинство, хотя тут можно поспорить; а большинство для него — более успешные люди)? Оказывается, что чем больше некоторые возвысились над дикарями в отношении внешних условий жизни, тем больше принижены другие по сравнению с ними. Ошибочно думать, что если в стране существуют обычные признаки цивилизации, то в ней не может быть огромных масс людей, низведенных до уровня дикарей. Да, не мешает приглядеться к жизни того класса, чьим трудом осуществляются все достижения нашего века».
Отвратительные мужики желают вам провести последний летний месяц на даче, отдохнуть от городской суеты и захватить с собой небольшую книжку «Уолден, или жизнь в лесу», чтение которой займет пару жарких летних вечеров.