Если вы когда-нибудь смотрели стендап-комиков в озвучке, то почти наверняка знаете его голос. Александр Rumble Качкин озвучил всеми любимых Джорджа Карлина, Дилана Морана, Джимми Карра, Билла Берра, Луи Си Кея и еще десятки других комиков.

Первая часть интервью — ожидаема и посвящена стендапу.

Вторая половина — просто сносит крышу: Александр рассказывает о своей основной работе на установке термоядерной энергии, а также о российской нанофотонике и сексе под наркотиками.

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Disgusting Men: Расскажи вкратце, как появился Rumble и как он разросся до ста тысяч подписчиков в группе.

Rumble: Первое видео, которое я озвучил, было про иллюминатов. Тогда я очень сильно угорал по конспирологии. Это был одиннадцатый год или даже раньше. Увидел этот видосик с ужасными субтитрами, чуть-чуть их переделал. От этого они менее ужасными не стали, конечно, но озвучил как мог на 70-рублевый микрофон. Поп-фильтром был носок — классическая история.

Потом добрался до Карлина, увидел на форуме — у нас был закрытый форум, там был чувачок знакомый, Левонтий, он кинул подборку спешлов. Я их посмотрел с сабами, похохотал. Захотелось, чтобы друзья тоже могли посмотреть. Ну и раз уж я про иллюминатов начал озвучивать, думаю, надо дальше двигаться. Начал выкладывать на рутрекер, сделал паблик, и все озвучки туда вывалил. С тех пор как-то и пошло. Потом присоединился Женя Efgeshow, который был администратором «Стендап-среды». Он переводил и редактировал. Следом пришел Семен Гальцев. Потом с Женей мы закончили отношения, и сейчас только с Семеном продолжаем это дело пилить. Как-то так.

DM: Почему ты заинтересовался конспирологией, это ведь противоречит всему тому, что ты сейчас делаешь, когда озвучиваешь Краусса или Нила Деграсс Тайсона?

Rumble: Вообще, почему люди интересуются конспирологией, религией, плоской Землей и прочим? Потому что это дает, якобы, доступ к секретной информации, а все остальные ничего не подозревают, и ты такой: «Ух, теперь-то я знаю, как оно на самом деле. ГМО убивает людей и прочее, и прочее». Ну и особенно, когда не хватает научных знаний. У меня вроде бы научные знания были, но меня прямо тянуло на всю эту дичь. Потом аспирантура, все дела, и я успокоился.

DM: Я хотел об этом чуть попозже спросить, но раз уж в тему, скажи: какой университет ты заканчивал, факультет, специальность?

Rumble: Томский политехнический университет, физико-технический факультет, специальность — электроника, автоматика физических установок. Это связано с ядерными реакторами. ФТФ был главный факультет по ядерным реакторам в СССР, но сейчас уже не факультет, а институт. Привет всем томичам-ядерщикам!

DM: Об этом мы еще поговорим, но сперва я спрошу о группе: когда, как думаешь, ты стал популярным или нет такого ощущения?

Rumble: Да я до сих пор этого не понял: 147 тысяч подписчиков, ну, камон. Это херня. Побольше, чем в сообществе плоской земли, конечно…

DM: За все время существования группы наверняка приходили разные отзывы. Какие из них были самые жуткие, может, поступали какие-нибудь угрозы?

Rumble: (Смеется) Да, угрозы были. Но от школьников, в приват.

Вообще, если надо ****** [пропустить] дедлайн — это ко мне. Я что-нибудь пообещаю сделать, и очень долго это оттягиваю. Был момент, когда я Джимми Карра пообещал уже вот-вот выложить, но потом то учеба, то работа, и мне какой-то чувак пишет: «*** [Распутная женщина], я тебя найду, сука!». Я смотрю: ему лет 14. Блин, думаю, опасный тип. И еще один коммент задел за живое: куда-то я выложил озвучку, и в стендап-паблике кто-то ее репостнул. Там написали: «Этот пидарковатый голос, че, решил все стендапы попортить?». А больше что-то и не помню. В основном: «Побойся Бога», «Зачем материться?» и подобные. Предлагали как-то озвучить фильм про Иисуса за деньги. Я сказал «нет».

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Творчество участников группы

DM: По поводу мата я тоже хотел спросить: вы переводите мат там, где он есть, или добавляете просто для красного словца?

Rumble: Сложный вопрос. В английском языке в принципе мата нет, такого, как у нас. У них ругань. Бранный язык, типа. Добавляем в контексте. Если это комик, который грязно шутит, то нельзя сказать: «А ну иди сюда, ты, жопа, я тебя сам трахну». Иногда все-таки нужен мат. Но он в контексте.

DM: Сколько человек всем этим занимается?

Rumble: В группе нас двое: я и Семен Гальцев. Семен — переводчик, я — «озвучальщик». За деньги, конечно. Цены у нас чуть выше средних в интернете, но если обратиться к платной конторе, то там будет еще дороже. Семен все делает классно: если он работает над переводом, то прямо укладывает текст, адаптирует штуки, которые нельзя без субтитров произнести. Если это перевод для субтитров или книги, то он делает пояснения, оставляя оригинал — очень хорошо переводит. Еще я работаю с AllStandUp, с ребятами, которые там переводят: Артем Ионов, Насим Калиев, Митя Какабадзе и Елена Танасенко, и еще Андрей Танасенко, который там главный администратор. С ними мы уже давненько.

DM: Ты еще говорил, что к вам присоединялась какая-то девушка. Она так и осталась?

Rumble: Она была, но у меня просто нет для нее заказов. Она сейчас сериалы озвучивает, игрушки и всякое такое. Я просто не могу обеспечить человека заработком.

DM: А вы планировали женские роли?

Rumble: Да, я планировал мир захватить. Женский стендап. Была еще одна девочка. Потом она сказала: «Все, я больше не могу говорить слово ***** [женский половой орган]». Эту озвучку, такую кривенькую, я все-таки выложил. То была Сара Сильверман. В итоге все без меня пошло; сейчас уже есть хорошие женские озвучки, ну я и забил.

DM: Что еще ты озвучиваешь помимо стендапа и научпоп видео?

Rumble: Всякие приколюхи, которые нравятся. Например, из последнего мы «Кларка и Доу» зацепили. Это два австралийских пожилых дядечки. Один из них уже умер. Они скетчи делали на политические проблемы. Еще «Правдивые факты о животных». «Шоу Эрика Андре» — это вообще дичь какая-то. Меня оно именно этим и зацепило, что это дичь. Это антиюмор, пародия на все вечерние шоу американские. Еще разные видео на заказ бывают: про биткоины, про все подряд. Если платят и это не про религию, и не про ставки на спорт, то пожалуйста. Хотя, рекламу тоже могу озвучить, но это будет дороже стоить. Чтобы совесть успокоить, надо цену накидывать.

DM: Какое было самое крупное сотрудничество?

Rumble: SPB TV. Мы пытались вместе запилить канал. Что-то там про шутки. Собственно, все; больше не было. Где-то полгода проработали. Потом бакс резко вверх полез, и больше мы не возвращались к этому.

DM: Заказы от частников бывают?

Rumble: Да, но в последнее время обычно так: мне пишут: «Озвучь мне ролик», я отвечаю, что прайс в группе. Конец диалога.

DM: Еще я видел, что вы сбор средств на озвучку организуете. Как это происходит: вы в любом случае озвучиваете, вне зависимости от сборов, или, если денег недостаточно, забиваете на ролик?

Rumble: Нет, немножко не так. Мы в любом случае озвучиваем, потому что в любом случае сумма соберется. Иногда что-то долго лежит, но донаты без подписи и те, что с трансляций прилетают, я на долгострой скидываю.

DM: Ты ставил голос в самом начале?

Rumble: Ничего не ставил, какой был стремный, такой и остался. Даже книжек по теме поначалу не читал. Ну как, читал в целом, но уже потом, когда мне чувак написал, что я «пидарским голосом» хочу все испортить. В общем, спасибо тебе, чувак. Вот такие комментарии толкают вперед. Старые озвучки свои я не могу смотреть. Они реально писклявые какие-то.

DM: Есть ли видео, за которые тебе стыдно?

Rumble: Все, которые с конспирологией связаны.

DM: Книги, которые ты прочитал, тебе что-нибудь дали? Выделил для себя какие-то техники?

Rumble: Нет, ничего. Главное — перед тем как озвучивать потренироваться слегка. Чтобы не просто так, встал с кровати и начал озвучивать, а поговорить немного. Десять минут размялся — и погнали.

DM: Какой озвучкой ты больше всего гордишься?

Rumble: Как говорил Карлин: «Гордость — это предвестник падения». Если говорить о том, какая мне больше всего нравится, то это, обычно, парочка последних. Мне нравится, как стали получаться Даг Стенхоуп и Рори Сковел.

DM: Когда ты озвучиваешь разных артистов, ты подстраиваешься к каждому из них?

Rumble: Я стараюсь, но не знаю, как это получается. Сначала я смотрю целиком, в оригинале, пытаюсь уловить оттенки, но все равно выхожу я, а не чувак, которого озвучиваю. Поэтому смотреть в озвучке — это компромисс. Но я стараюсь.

DM: Мне кажется, у тебя неплохо получается. Я как-то сам пробовал озвучивать, выкладывал на YouTube, и мне писали: «Иди ка ты нафиг, вот Rumble озвучивает нормально, а ты – говно».

Rumble: Иногда бывает просто привычка, что вот в такой озвучке мы слышали, нам нравится — уже ассоциация идет. Это как я Джима Джеффриса переозвучил, последний его спешл. Его до этого озвучивал чувак из студии «Слон». Я посмотрел последнее видео и подумал: «Блин, можно же лучше сделать». Я озвучил, и мне пишут: «Вот в той озвучке было ***** [лучше], а это я не могу смотреть». Хотя, по-моему, норм получилось.

DM: Бывают проблемы с мотивацией?

Rumble: Да это не проблема: если хочешь — делаешь, не хочешь — не делаешь. Если я что-то не сделал, значит не сильно хотелось.

DM: Ты не думал сделать совместный проект с кем-то?

Rumble: Мы так делали со студией Vert Dider научно-популярные видео, озвучивали по ролям. Из последнего было интервью с Нилом Деграссом Тайсоном. Я за Рогана, а Jimmy J. за Тайсона — у него круто получается. Это тот, что «Планета Земля» озвучивал. А в видео с проекта Origins я всегда к Краусу прикреплен.

DM: Вернемся к комикам: назови самых любимых.

Rumble: Джим Джеффрис, Джо Роган, Джордж Карлин, Дилан Моран, Билл Берр, Луи Си Кей. Ричард Херринг мне, допустим, не близок, но его тоже очень интересно послушать. И Даг Стенхоуп, я совсем забыл про него.

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Творчество участников группы

DM: Расскажи о том, как ты придумал логотип и эту узнаваемую музыку. Ты ее сам написал?

Rumble: Нет, это Клара Румянова, песня называется «Воспи-пи-пи-питание». Оттуда я взял семпл. Еще до того, как стал озвучивать, я музло писал, электронику всякую. Был у меня диск с кучей фраз из старых советских мультиков, и там одна из них была вот эта, с вырезкой из песни «Воспитание». А логотип мне просто сделал один чувачок за деньги.

DM: Какая твоя основная работа?

Rumble: Занимаюсь автоматизацией некоторых штук, связанных с термоядерным синтезом, с реакторами термоядерными. В частности, для ITER. Еще у нас в Москве строится новый токамак Т-15, вот там тоже работаю.

DM: Что такое токамак?

Rumble: Тороидальная камера с магнитными катушками — это научная установка. Пока что научная. Предназначенная для получения высокотемпературной плазмы. Хотим в будущем получить положительный выход энергии: то есть затрачено на разогрев плазмы энергии будет меньше, чем выйдет наружу, и получится такой энергетический реактор.

Сейчас есть ядерные реакторы — это когда тяжелые ядра распадаются на более легкие с выделением энергии. А термояд — наоборот, например, водород с водородом, дейтерий с тритием соединяются, и вырабатывается энергия. При этом энергии выделяется на единицу реакции больше, чем в ядерной реакции. Так что потенциал хороший.

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Токамак Т-15

DM: Какая твоя функция в этом процессе?

Rumble: Ну как, винтик, один из винтиков. Есть куча ученых, которые посчитали теорию давно, еще в 50-е, 60-е года. Есть инженеры, которые придумывают разные штуки: диагностики, газонапуск, дополнительный нагрев плазмы и прочее. А я занимаюсь автоматизацией (контроллеры, компьютеры), чтобы это все работало в автоматическом режиме, например, диагностика. На ITER у нас одна диагностика — спектроскопия водородных линий. Там я с коллегам занимаюсь именно автоматизацией. На Т-15 я занимаюсь автоматизацией источников питания для токамака. Что закончил по образованию, тем и занимаюсь.

DM: Какое удовольствие во всем этом?

Rumble: Что-нибудь новенькое узнать или что-нибудь новенькое попробовать, немножечко что-нибудь спалить (смеется).

DM: Такое случается?

Rumble: Конечно, кто не косячит, тот ничего не делает.

DM: А что больше приносит денег: озвучки или основная работа?

Rumble: Основная работа, озвучки почти ничего не приносят. Если переходить к «дудевым» вопросам, то максимум — 30–40 тысяч в месяц мне озвучки приносили. Сейчас уже ничего не приносят, потому что некогда этим заниматься.

DM: Если выбирать между этими двумя занятиями, что бы ты выбрал?

Rumble: Науку. Мне нравится фидбэк от озвучек, мне нравится, что людям нравится, но в целом это не двигает человечество к светлому будущему. Нам нужен термояд, у нас энергия заканчивается, так что термоядом заниматься как-то более правильно даже.

DM: А в целом ты интересуешься тем, что с наукой происходит?

Rumble: Да, стараюсь смотреть, следить, но научпоп, в основном. Если я буду читать научные статьи по космологии, которая мне нравится, то я там нихрена не пойму, мне кажется. Тем более, это очень много времени требует: залезть куда-то и прочитать статью на английском. Мне нравится, куда космология движется, как там суперкластеры изучаются, эволюция вселенной.

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Токамак

DM: Ты пробовал залезть в настоящий научный журнал?

Rumble: Да, недавно совсем что-то читал про радиоволновое излучение в области черных дыр.

DM: Сколько времени у тебя заняло, чтобы вникнуть и осмыслить материал?

Rumble: Я не все понял, но чтобы прочитать всю 10-страничную статью целиком — где-то часа два.

DM: Раз уж ты следишь за научными тенденциями, скажи, какое, на твой взгляд, самое значимое научное открытие или достижение было в России за последние 10 лет?

Rumble: Хох, ну, в России все пока что плохо. У нас все по чуть-чуть. Сейчас чуваки работают, пытаются сделать носители информации на базе стекла — они как-то там молекулы ориентируют.

Интересное направление — нанофотоника. Я знаю, что один чувачок очень успешно продает единичные источники фотонов, которые по одному фотону выпуливают. Вот он является прям передовым в России, у него и NASA покупает, и прочие. То есть у нас еще есть бриллиантики. Сейчас более-менее деньги вливают в фундаментальное развитие. Мегаустановки строят, те же токамаки. Вместе с Италией мы сейчас объединяемся в этой области. Не знаю, что там в других областях — биологии, химии и т. д.

DM: Ты еще говорил, что коллайдер — это ничто по сравнению с тем, что у нас делается. Что ты имел в виду?

Rumble: Я имел в виду ITER — термоядерный реактор, но делают его во Франции. Потому что установка ITER будет гораздо сложнее. Она уже сложнее. Потому что коллайдер — это что такое? Огромный вакуумный туннель, круглый, где частицы разгоняются и сталкиваются. Там еще стоит большой-большой сенсор разлетающихся частиц. Огромный ускоритель — это технология 40-х годов, ничего нового. А вот в ITER будет использовано то, что еще нигде не применялось. Просто в процессе разработки совершаются открытия.

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Устройство ITER

DM: Что такое ITER? Максимально коротко и максимально доступно.

Rumble: Ух, так… В общем, мы все пытаемся получить термоядерную энергию с положительным выходом. Куча разных установок в каждой стране есть. Токамаки — это «бублики» такие. Внутри плазма зажигается колечком и удерживается магнитным полем. Из-за того, что плазма состоит из заряженных частиц, ее можно полем удержать.

ITER — это самая крупная международная установка токамак. Там хотят применить знания всех стран, все наработки. Там будет своя научная база, и они наверняка что-нибудь откроют. А дальше будет проект DEMO — это уже попытка построить промышленный энергетический реактор на термоядерном синтезе. То есть уже энергию вкачивать в провода, в телефончики.

DM: Ты не думал создать блог, посвященный науке?

Rumble: Думал, но времени нет.

DM: Посоветуй три крутейших книги о науке, по твоему мнению?

Rumble: Лоуренс Краусc «Вселенная из ничего» — первым делом. Чтобы знать, как в мире все крутится, и откуда люди все это взяли. Там много разных тем затронуто, и в целом понятно, как из ничего может появиться все, что сейчас есть. Ричард Докинз «Эгоистичный ген». Чтоб понять, что такое эволюция, и почему все так происходит — заставляет немножечко думать. И, наверное, если философскую тему затронуть, то Эрих Фромм «Здоровое общество», «Искусство любить» — что-то такое. Для того, чтобы в себе разобраться, узнать, почему мы, люди, такие, и как было бы лучше.

DM: Несколько лет назад вышел сериал «Космос» с Нилом Деграссом Тайсоном. Недавно они анонсировали второй сезон. Не хотел бы его озвучить?

Rumble: Может и хотел бы, но Дмитрий Чепусов, который, по-моему, и озвучивает Нила Деграсса Тайсона, он лучше с этим справится. У него голос такой, подходит… .большому негру.

DM: Кстати, у них была конференция, где они разговаривали про ничто, смотрел?

Rumble: Я там Краусса озвучивал.

DM: Да, я так и подумал. Мне понравилась шутка, которую Краусс сказал: «Вот у меня обезьяна за спиной стоит», а там Тайсон стоял.

Rumble: (Смеется) Да, это случайно вышло.

DM: Что ты думаешь о запуске Tesla в космос?

Rumble: Ну, еще мусора космического добавили. Хорошо, конечно, что псевдокоммерческие организации пытаются что-то там в космос запускать, с государственной поддержкой, естественно. В технологиях Маска мне нравится идея, что все возвращается на Землю. Вот если бы он тачку еще вернул назад.

Зачем он ее запулил туда? Я понимаю, конечно, что он хотел Теслу пофотать на фоне Марса — пиарчик. Молодец, знает, чем народ зацепить. Это, по сути, поп-инженеринг. Все хотят в космос после такого. А то эти скучные космонавты в 150-й раз вышли на орбиту. Да кого это вообще волнует? А тут тачка полетела! По сути, ничего интересного. Он еще и промахнулся. Мне понравилось видео, где показана его реакция на то, как Falcon взлетает. Он выбегает на улицу, смотрит на небо: «Вау!». А ему по плечу стучат: «Не-не, вон там ракета».

DM: У тебя в Instagram есть аккаунт про путешествия, только я так и не смог в него попасть, потому что он закрыт. Какое самое экзотичное место, в котором ты был?

Rumble: Вся Азия совершенно другая: Вьетнам, Таиланд.

DM: Что самое необычное ты там видел?

Rumble: Например, там мальчики с мальчиками гуляют за руки, целуются; взрослый дяденька с маленьким мальчиком — тоже нормально. Третий пол там — тоже нормально. Люди идут, садятся на дороге и едят — вот так они время проводят. Мусор кругом валяется, потому что для них мусор — это не мусор. Что упало, то природа. Днем они спят. Припаркованный мопед, чувак на нем как-то улегся, не падает и спит.

Во Вьетнаме гуляем как-то с ребятами. Перед нами идет бабушка, она вдруг останавливается, присаживается, делает свои дела на дороге и идет дальше. Вот такой она человек. И для них это норма: где иду, там и гажу.

стендап rumble интервью отвратительные мужики disgusting men

Улицы Паттайя

DM: Мы уже движемся к концу, поэтому несколько завершающих вопросов: в 2016 году ты говорил, что русский стендап вот-вот «выкристаллизуется», изменилось ли твое отношение с того времени?

Rumble: Мнение примерно такое же. Может быть, звезд становится больше. Есть ребята, которые выступают в открытых микрофонах, в андерграунд тусовках. В телике в основном «ТНТ». Я смотрел последний «Открытый микрофон», там бывают хорошие пацаны и девчонки. Чтобы появился кто-то величиной с Карлина или Луи Си Кея должно очень много времени пройти.

DM: Есть ли у тебя вещь, без которой ты не можешь жить? Субъективная, не объективная.

Rumble: Я думаю, что такого нет. В жизни часто бывает, что нечто тебе дороге исчезает, и происходит это обычно внезапно, но надо как-то с этим жить. Так что привязанностей особых нет.

DM: От чего ты получаешь самое большое удовольствие?

Rumble: От секса под наркотиками (шутка). Но если не про секс, то удовольствие от того, что узнаю что-то новое или от того, что ты думал вот так, а оказалось «Ах вот ***** [поток обсценных слов] как на самом деле». Музыку обожаю слушать, грустную, минорную, когда мурашки бегут.

DM: Какая композиция твоя самая любимая? Такая, чтоб вскрыться и повеситься.

Rumble: Нет, ну не настолько. Я тебе скину.

DM: Ты бы себя назвал скорее оптимистом или пессимистом?

Rumble: Реалистом. Я понимаю, что для меня все будет плохо в конце, но это не будет иметь никакого значения. Оптимистичный реалист — вот так.