9 июля в российский прокат выходит документальный фильм «Рок-апокалипсис», который расскажет об одном из крупнейших рок-фестивалей Европы — Wacken. В начале июня мы пообещали вам интервью с Туттой Ларсен — культовой телеведущей, которая принимает участие в локализации грядущей картины. Мы задали Тутте собственные вопросы и передали привет от наших читателей.
DM: Как у человека, который сделал достаточно много для развития музыкальной культуры в России, я хотел бы поинтересоваться у вас о нескольких вещах. Вскоре выходит фильм про Wacken. Возможно ли такое, что у нас когда-нибудь состоится фестиваль подобного уровня, как думаете?
Тутта Ларсен: Теперь не знаю. Отмена «Кубаны» в этом году — это такой стыд и бред, что даже комментировать нечего. Технически, подобным мероприятиям в России есть место, и что-то похожее происходило уже не раз, начиная с «Монстров Рока» в 1991 году. Все наши Казантипы, Грушинский фестиваль — пусть иные по музыкальному формату, по смыслу были очень близки. Но сегодня даже такие прекрасные мероприятия становятся жертвой дикого кидалова со стороны чиновников и властей. Это большой риск для организаторов, не говоря уже о страшном разочаровании зрителей и недоумении артистов. Боюсь, условного «Wacken-Россия» нам не видать.
DM: Вообще, любопытно, что будет с продажами у фильма. Культура рок-музыки в России, скажем так, специфическая. У нас долгое время был популярен «русский рок», а все, что могло бы его в свое время заменить, почему-то заглохло. На клубной сцене больших и маленьких городов нашей страны много групп, которые поют по-английски. Они выросли на классиках и современниках зарубежного рока, закономерно подражают им и иногда даже способны полностью забить публикой клуб средних размеров. Но почему-то современные развлекательные медиа такие движения практически игнорируют. Это как же так? Есть у этого, на ваш взгляд, какое-то будущее вообще?
ТЛ: Отвечу с конца: что происходит с развлекательными медиа в России, вообще с медиа — для меня загадка. Наверное, проще обслуживать большинство, массу, которая слушает незамысловатую поп-музыку, живет незамысловатой жизнью и ни к чему особо не стремится, чем создавать нишевые продукты и искать своего преданного, хоть и немногочисленного зрителя. Но это и не нужно. Все давно есть в интернете.
То, что наши молодые музыканты поют по-английски, с моей точки зрения — путь в никуда. Это такой естественный отбор: на десять подражателей приходится один по-настоящему талантливый артист, и он пробьется.
Что касается фильма, я уверена, на него пойдут. Потому что это редкий продукт, такие фильмы в нашем прокате — это настоящее событие и для меломанов, и просто для любителей хорошей документалистики. Уверена, своего зрителя фильм соберет.
DM: У нас вроде бы начал наклевываться какой-то поток приличных концертов: была «Кубана», в столице с недавних пор есть Park Live. Вместе с тем создается впечатление, что народ сам как-то не очень тянется к просвещению. Стоило привезти Marilyn Manson, как активизировались люди, спекулирующие на религии, и фестиваль был саботирован. Что нужно сделать для того, чтобы сдвинуть мозги людей с мертвой точки?
ТЛ: Не знаю. И не думаю, что это возможно и нужно в каком-то всенародном масштабе. Большинство все равно всегда будет по ту сторону рок-музыки и разных субкультур. Другое дело, когда в эти процессы начинает вмешиваться государство, и вот тут начинается настоящий геноцид.
Я не люблю Мэнсона; мне не нравится, когда музыкант Bloodhound Gang подтирается флагом моей страны на сцене. Но я не понимаю, почему за это должны отвечать организаторы российских фестивалей или их посетители. Я верующий человек, и мне самой крайне стыдно, когда люди, именующие себя «православными активистами», или отцы церкви берутся делить музыкальные вкусы людей на правильные и неправильные, а также называть рок «сатанинской музыкой». По-моему, у них есть куда более насущные проблемы и задачи.
DM: Я как-то отдыхал в Одессе, и меня поразила одна деталь. Я пощелкал телевизор и вдруг понял, что на одном канале могу посмотреть целый DVD Pink Floyd, на другом идет концерт Шакиры с рок-бэндом, у них до сих пор в первозданном виде существует A-One. У нас по «Первому» недавно шел концерт Стаса Михайлова. Я против него лично ничего не имею, но мне кажется, что пока медиа потакают массовым запросам, а не предлагают новые темы, народ так и будет бегать по довольно узкому культурному кругу. У вас никогда не складывалось впечатление, что это все вообще специально делается?
ТЛ: Народу, мне кажется, пофигу. И да, конечно же, медиа будут потакать массовым запросам, у них нет задачи воспитать у зрителя вкус, у них есть задача получить максимальный рейтинг и заработок. Все эти субботние вечера, утренние почты и прочее всегда были, но это не мешало нам с вами слушать Pink Floyd дома.
Сейчас есть канал «Парк развлечений», там я смотрела большой документальный фильм про Led Zeppelin и полный концерт Queen на стадионе Уэмбли. В интернете полно информации. Кто ищет – тот найдет и не останется «голодным». Большинству это ни к чему, и сетовать на этот счет я уже перестала.
Вопрос от читателя: В старой-доброй «Адовой Кухне» Петр, Георгий и Виктор задавали своим гостям животрепещущий вопрос: «Кто самый мудак?».
Если в вопросе игровой индустрии мы получили самые различные версии, то теперь хотелось бы узнать у вас, как у человека, непосредственно работающего с отечественным музыкальным бизнесом — кто самый мудак в индустрии?
Со всем уважением, Алексей.
ТЛ: Вы знаете, это очень коварный и подлый вопрос. Он напрямую ведет к другим вопросам типа «тварь я дрожащая или право имею», а потом к топору. По жизни или в профессии я, конечно же, периодически встречаю массу неприятных людей. Но их ведь тоже кто-то любит. И неприятными они не родились, как-то их такими сформировала их жизнь, среда, воспитание. Я не считаю себя вправе давать им оценки и тем более, столь негативные. Если меня что-то не устраивает – это мои проблемы. Так что на вопрос «кто самый мудак» я, как правило, отвечаю себе «я».
Вопрос от читателя: Я помню момент, когда несколько недель подряд в чарт «Двадцатки самых-самых» на MTV, которую вела Тутта, попадал клип «Небо» группы I.F.K. Тутта принимала участие и в записи песни, и в съемках видео. Каждый раз, объявляя этот клип, Тутта произносила в третьем лице: «Такое-то место занимает клип I.F.K и Тутта Ларсен «Небо»». Помнит ли Тутта, что чувствовала в момент съемок передачи, говоря о своей работе в третьем лице, и круто ли это было?
ТЛ: Это было круто. Но я терпеть не могу себя в кадре, так что, каждый раз, когда шел этот клип, у меня сводило челюсти, и я убегала попить водички.
Вопрос от читателя: Очень нравилась, да чего уж там, до сих пор нравится группа Thaivox. Нет, о воскрешении я и не прошу. Но нет ли возможности как-то раздобыть записи в «цифре»? Есть только кассета. Понимаю, я, может, один такой остался. Но кавер на Doors был чудный, да и остальное.
ТЛ: Вы знаете, у меня тоже только кассета. Спросите Козлюка (вокалиста), может, они что-то оцифровали. Мы очень давно не общаемся.
Вопрос от читателя: Помню, видел Тутту на старте продаж Xbox One. Она рассказывала, что ее дети очень любят и ждут эту консоль, хотелось бы спросить, играют ли они в нее до сих пор, и какая у них любимая игра? Вообще, хотелось бы больше узнать об игровых предпочтениях в семье.
ТЛ: Ой, с этой презентацией произошла забавная история. Нам подарили консоль, но не приложили к ней Kinect. А мы без него не играем, как правило, мы выбираем игры, которые позволяют двигаться, а не сидеть с джойстиком на стуле. Так что Xbox One лежит в кладовке, а мы играем в старый-добрый Xbox 360 с Kinect. Мы принципиально не покупаем детям PSP, айпады и прочие гаджеты, где ребенок втыкает один на один с железкой. Поэтому Xbox показался нам здоровой альтернативой: можно играть компанией и активно двигаться. Для детей выбираем спортивные игры или что-то на основе любимых мультов – «Ранго» или «Кот в сапогах». Сами не особо играем. Муж может иногда просидеть полночи с гонками или Assassin’s Creed. Я люблю квесты, поэтому если и играю, то на айпаде.
Вопрос от читателя: Тутта, начну с главного — я вас люблю! А дальше не вопрос, а скорее просьба: вы были на MTV с самого начала и вместе с Камоловым, Шелест, Беатой и другими славными ребятами излучали в наши детские умы западную музыку в самом ее расцвете (за что я у вас навечно в долгу). Расскажите, пожалуйста, о том, как это все начиналось, на ком все держалось, вообще, кто эти люди, кто привез в Россию MTV и держал планку качества, почему они ушли, и как же все скатилось в такое глубокое говно с нелепыми русскими клипами и песнями Моранди?
ТЛ: Спасибо за добрые слова! Это длинная история, но если вкратце – MTV в Россию привез Борис Зосимов, он же собрал команду, и пока он был у руля, мы жили по законам творчества. Поэтому все было таким настоящим. Потом Боря продал свою долю, на канал пришли «управленцы», которые пытались строить его по законам бизнеса и денег, поэтому все и стухло. А мы разбежались.