Сегодня празднуется День освобождения Африки — 50 лет назад десятки африканских стран получили независимость от колониальных империй. Лучший способ отметить этот международный праздник — послушать невероятно богатую и разнообразную африканскую музыку. Тут есть все: от этники и очень американского стонера до пустынного блюза и экспериментальной электроники.
Kokoko
Простая и позитивная афродискотека
Kokoko — это коллектив музыкантов, художников и просто творческих раздолбаев родом из города Нгвака в Демократической Республике Конго. Они дружат с детства и еще в подростковом возрасте начали экспериментировать с музыкой. Правда, денег на инструменты у них не было, так что они начали делать собственные, буквально из мусора. В ход шли доски, бутылки, электроника, вытащенная из машины, и все в таком духе. Со временем парни поняли, что их «мусорные» инструменты — это не постыдная вещь, а оригинальная фишка. С какого-то момента к ним присоединился французский диджей и продюсер Débruit и группа обрела свое законченное полукустарное-полуэлектронное звучание.
Владимир Бровин
Tshegue
Дичайший драйв из Киншасы
Tshegue — коллектив из Киншасы, столицы Демократической Республики Конго. Ядро группы — чернокожая женщина по имени Фати Си Саванет и белый мужчина по имени Николас Дакунья. Несмотря на то, что Дакунья — француз и родился в Париже, оба они выросли в Киншасе, где еще в молодости начали лабать гаражный панк и пробовать себя в электронике. На местном сленге tshegue означает «пацан» или «чувак» — это прозвище Фати Си Саванет, которое настолько к ней прилипло, что когда пришла пора придумать название группы, долго не раздумывали.
Владимир Бровин
Amadou & Mariam
Слепые классики из Бамако
Амаду и Мариам — это слепые супруги родом из Бамако, Мали. Они выглядят словно боги-близнецы Ибеджи из мифологии йоруба и играют завораживающий и, по большей части, меланхоличный африканский блюз. В свое время пару помотало по миру: Амаду и Мариам стали супер-популярны в Мали, потом переехали в Кот-д’Ивуар, а затем в Париж и снова вернулись в Африку. Слепые блюзмены — что может быть печальнее?
Владимир Бровин
Fatoumata Diawara
Прекрасная блюзовая женщина
Фатумама Диавара — актриса и музыкант малийского происхождения из Кот-д’Ивуара. В свое время она снялась (осторожно, слегка NSFW!) в нескольких относительно известных французских фильмах. Но душа тянулась к блюзу, так что Фатумама выучилась играть на электрогитаре и начала играть в собственном уникальном стиле. Ее музыка — это смесь блюза и южномалийского музыкального жанра уасулу. При этом на западе она довольно известна — несколько раз номинировалась на Грэмми.
Владимир Бровин
Tinariwen
Туарегский блюз прямиком из Сахары
Группа Tinariwen зародилась в 80-е в военных лагерях мятежных туарегов Южной Сахары, которые сражались с регулярными частями малийских и алжирских войск. Судьба этого народа всегда была тяжелой, а в XX веке они и вовсе превратились в изгнанников. Так что тексты Tinariwen изначально весьма политизированы, если не сказать воинственны и посвящены борьбе туарегов за независимость. На их музыку явно оказал влияние блюз (не зря же тут во главе угла электрогитара), но в основе все же лежит народная музыка сахарских кочевников — ишумар. Просто сама по себе она настолько напоминает блюз, что для туарегов не составило труда органично их скрестить.
Владимир Бровин
Mulatu Astatke
Эфиопский джаз, который вы слышали в фильмах Джармуша
Мулату Астатке — «отец эфиопского джаза», который долгое время был забыт даже на родине, но обрел мировую известность в 2005 году, когда вышел фильм «Сломанные цветы» Джима Джармуша с Биллом Мюрреем в главной роли. Астатке происходит из обеспеченной эфиопской семьи. Родители отправили его в Англию учиться на инженера, но вместо этого он поступил на музыкальный, после чего доучивался в США, став первым африканским студентом в университете Беркли. Судьба его, несмотря на родительские капиталы, сложилась довольно тяжело — в Эфиопии грянула социалистическая революция, и из страны пришлось бежать. Если бы не Джармуш, основателя эфио-джаза ждало бы забвение.
Владимир Бровин
Singeli
Танзанийский габбер
Сингели — не один конкретный исполнитель, а целое направление, зародившееся в Танзании в начале двухтысячных. Это совершенно безумная смесь габбы — то есть, очень-очень быстрого электронного хардкора, южно-африканского хауса куайто и старинного занзибарского направления тараб (taarab). Бешеный темп, до 300 ударов в минуту, вкупе с танзанийскими воплями, создают совершенно гипнотический эффект. Наиболее характерные представители — Duke и Bambaa Paana, оба выпускаются на угандийском лейбле Nyege Nyege Tapes.
Не могу сказать, что слушаю такую музыку регулярно, но определенно был бы не прочь побывать на такой вечеринке — один раз живем!
Стас Ломакин
Mamman Sani
Волшебные мелодии из Нигера
Мамман Сани — один из старейших, если не самый старый представитель африканской электронной сцены. В 60-е отец Сани работал библиотекарем в американском культурном центре, и устроил сына в Юнеско. На одной из встреч он увидел у представителя делегации из Руанды итальянский электроорган Orlo и уговорил владельца продать ему инструмент. Дома Сани начал писать музыку, пытаясь переложить на допотопный синтезатор народные мелодии. В 78-м Сани записал первый и последний альбом, а позже даже выступал не местном телевидении со своей передачей, где играл на Orlo. Музыка Сани — совершенно чарующие мелодии, со временем ставшие только лучше за счет лоу-файного звучания «Орло». Отрадно, что творчество его не кануло в лету и в полном объеме доступно на bandcamp, а на ютюбе можно найти и его живые выступления. Мой абсолютный фаворит среди всех африканских музыкантов.
Стас Ломакин
WITCH
Самый живучий замбийский рок
Замбию можно назвать родиной африканского рока. В 70-х годах в стране было много очень своеобразных групп, играющих дикую смесь традиционной замбийской музыки, психоделики и рок-н-ролла в духе 60-х. Это все даже в отдельный жанр оформилось — замрок. Во многом своим рождением замрок обязан государственному указу, согласно которому ротация радиостанций на 95% должна состоять из местных артистов. Его выпустили вскоре после объявления независимости Замбии в 1964 году. Но в конце 70-х экономика страны окончательно рухнула, а с ней не стало и рок-сцены.
К счастью, тот культурный пласт не растворился в истории. Песни, альбомы, имена — все спокойно можно найти сегодня. Одной из самых ярких групп того периода была банда WITCH, собранная в 1973 году. Во-первых, это просто отличная группа. Во-вторых, она самая живучая. С развалом замбийской экономики группа забуксовала и ее покинул лидирующий вокалист, но оставшиеся участники нашли новых фронтменов и продолжили выступать. Творчество WITCH двигалось сначала в сторону диско, а потом все ближе подходило к традиционной замбийской музыке. Группа была активна до середины восьмидесятых и выпустила семь альбомов. А в 2012 году оригинальный вокалист банды вновь собрал ее с новым составом.
Денис Майоров
Goat Throne
Жирный стонер из ЮАР
Почти вся тяжелая музыка Африки сосредоточена в ЮАР и это понятно. ЮАР — одна из самых благополучных стран континента, культура здесь богатая и близкая к западу. Но что еще важнее — в ЮАР все относительно неплохо с урбанизацией. Тяжелой музыке это необходимо, потому что в деревнях метал особо не полабаешь и уж точно ничего на нем не заработаешь. В общем, накидать сюда групп из ЮАР было бы читерством, поэтому обойдусь только одной.
Goat Throne — это свежий (полноценный дебютник банды вышел в 2019 году), качающий, медленный, жирнейший стонер из Йоханнесбурга, написанный по всем канонам и обогащенный утробным вокалом в духе Рэнди Блайта из Lamb of God. Да, национального колорита не слышно, но музыка все равно отличная. И пусть светлый цвет кожи участников вас не смущает — в ЮАР белых все-таки почти десять процентов.
Денис Майоров
Skinflint
Лучшая метал-группа Ботсваны
За пределами ЮАР заметная метал-сцена еще с девяностых существует в Ботсване. Причем особенно популярен здесь хардкорный, по-гаражному сырой дэт-метал с оккультной лирикой, опирающейся на местные верования. На них же основаны тексты трио Skinflint, только играют они совсем не гаражный, а профессиональный, качественно сведенный музон. Но не растерявший присущей ботсванским группам пыльности и олдовости!
По звуку это старомодная (в лучшем смысле!) смесь классического метала из начала 80-х, грязного блюз-рока, дума в духе первых альбомов Black Sabbath и раннего блэк-метала. Такая африканская версия Ghost, первобытная, в чем-то даже более жуткая. На самом деле приятно, что группа смогла достигнуть такого качества и интересна не местом своего рождения, а именно свежей музыкой.
Денис Майоров