Отвратительные мужики подводят итоги 2017 года и делятся с читателями выбором лучших фильмов, сериалов, игр, музыки и всего, что будет представлять минувшее в наших воспоминаниях. Каждый год редакция Disgusting Men меняет форматы составления премиальных рейтингов, и в 2017-м придерживается этой антитрадиции. Мы дали друг другу задание выбрать всего по одному музыкальному альбому, который стал лучшим в 2017 году. Из этих фаворитов и сложился общий рейтинг.
Мы не сравниваем эту музыку — достаточно того, что каждый из авторов этого текста отсек все лишнее, чтобы выделить лучшее.
ЛСП — Tragic City
Предвкушая недовольство в комментариях: да, русский рэп снова многих сделал, придется смириться. Выбрать лучший альбом из всего разнообразия довольно трудно, как минимум по пяти причинам. Но ЛСП еще в начале года вышли на недостижимую для себя и всех остальных высоту. А это главный критерий, когда автор превосходит все ожидания и собственные неудачи и успехи.
Tragic City — альбом про любовь, трип из 13 треков: от полного морального разложения до поэтического катарсиса и превращения во что-то большее. Он как побуждает тебя к действию, так и прибивает к дивану. Текстово все тоже замечательно: от цитат Горького и «Сектора Газа» до сложных рифмоконструкций и игры слов в стиле «Мне белый конь, скоро тридцать — Бальзак». Суммирующий все творчество ЛСП, альбом можно слушать как целиком, проникаясь историей, так и по отдельности: «Деньги не проблема» или «Лабиринт отражений» — вообще веселые композиции, но только на первый взгляд.
Помимо прочего, в 2017 году не стало половины ЛСП — автора всей музыки и части текста Ромы Англичанина. Скорбеть — это было не про него, поэтому просто послушайте трек с его лучшей, по моему, работой — «Конец света». Никогда еще мне не удавалось поймать песню, которая начинается с веселого подтрунивания, а заканчивается протяжной построковой мелодией, будто уводящей слушателя от Земли. Это прекрасно.
Николай Чумаков
Kendrick Lamar — DAMN.
В недавно вышедшем переиздании DAMN альбом предлагается слушать задом наперед — таким образом, по словам Кендрика Ламара, он все еще будет рассказывать полноценную историю, а ритм повествования даже улучшится. И пусть русскоязычному человеку сложно разобраться во всем этом без сопутствующих пояснений на сайте Genius.com, каждый альбом рэпера из Комптона — концептуальный, в каждом рассказывается история с началом и концом, с яркими персонажами и неожиданными сюжетными поворотами.
Из дебютного Good Kid Ma.a.d City складывался день жизни семнадцатилетнего Ламара. В последующем To Pimp a Butterfly говорилось о сложностях и соблазнах, с которыми приходится сталкиваться чернокожему артисту, добившемуся серьезного успеха. Концепцию и историю DAMN считать сложнее всего — Ламар с каждым альбомом сокращает количество очевидных приемов. Уходят отдельные персонажи, голосовые вставки, приходит ощущение легкости и простоты. На поверхности — 12 треков с емкими названиями GOD, LUST, PRIDE, LOVE, FEAR — в каждом из которых Ламар виртуозно читает на определенную тему.
Здесь есть про страх потерять дар и заработанные деньги («30 shows a month and I still won’t buy me no Lexus»), про вопросы преданности, любви, похоти, чувствах — записи мыслей и переживаний самого Кендрика, которые он блестяще упаковывает в форму речитатива, жирных битов и эпических песен. Сеанс психотерапии, где Кендрик выступает в роли пациента. Дневник, в котором автор выливает свои переживания на бумагу, чтобы очистить и структурировать мысли в голове. И это не только интересно слушать и декодировать, это еще и самая сильная рэп-запись этого года по ту сторону новых альбомов Джей Зи и Эминема.
Кирилл Перевозчиков
Mutoid Man – War Moans
Я знаю о группе Mutoid Man совсем мало. Там три человека, на барабанах играет ударник Converge (которую я не слушаю), и у них был дико крутой первый альбом Helium Head и такой же крутой второй Bleeder. Было много экспериментов по возможным сочетаниям быстрых ритмов и классных вокальных мелодий, грохот выносил стены. War Moans 2017 года полностью сохранил замечательные черты музыки Mutoid Man — именно так, на мой взгляд, должен звучать настоящий современный рок. Не какая-то фоновая шумящая фигня, а уверенно и бескомпромиссно стоящий на ногах жанр, который сохранил классические порядки: крутая песня строится на крутом гитарном риффе, хуки — это круто, смены ритма — это круто, соло — круто.
Всю дорогу понятно, о чем речь, хотя Mutoid Man не играет стандарты — элементы трэш-метала, рок-н-ролла, дума, хардкора столь мимолетны на стремительном полотне War Moans, что слушать его многократно, разбираясь во всех хитросплетениях, — это подарок себе как любителю музыки. На этом альбоме заметно меньше, чем раньше, сверхбыстрых песен, и как точка входа он отлично сработает на тех, кто хочет именно такого угара, но боится сразу оглохнуть и сойти с ума.
Петр Сальников
Paleowolf — Prehistoric Meditations
Paleowolf — это сайд-проект музыканта под псевдонимом Scorpio V из культовой во всех смыслах слова Metatron Omega (если вы любите dark ambient, то вам это название говорит о многом).
В отличие от «Метатрона», Paleowolf рисует перед нами не оккультные мистерии и прочий мрак, а пейзажи палеолита, и от них мурашки по коже идут похлеще чем от обрядов культистов. Доисторические ритуалы, настолько древние, что их придумали первые люди, какие-то шаманические завывания, гул природы, которая в те времена еще говорила с людьми (и говорила исключительно жуткие вещи) — все это Prehistoric Meditations.
Альбом состоит из трех композиций, но каждая из них идет по 20 минут, так что вас ждет полноценный трип на час. Первая, Pathfinder — это предбанник, относительно мелодичное начало доисторического представления под звуки играющего на самых примитивных инструментах шамана. Вторая, Origins, погружает в мир тотемов, где уже нет ничего человеческого, только звериные предки охотника или духи его будущих жертв. Третья, Shaman — это запредельный уровень, здесь нет места даже животным, только звуки «неживой» природы и каких-то космических явлений. В общем, если вы не знаете, где достать в вашем городе, просто слушайте Paleowolf.
Владимир Бровин
Alestorm — No Grave But The Sea
Вячеслав Мостицкий (где-то тут тоже пишет про свой метал) постоянно критикует меня за музыкальные вкусы, в частности выделяя некий «пиратский рок». Я всегда недоумевал, отнекивался и шутил, что группу Running Wild перестал слушать еще в 90-е и вообще. Но окей, специально для Вячеслава — самый что ни на есть пиратский рок, который я открыл для себя в этом году и, возможно, не без его влияния!
Итак, Alestorm — коллектив из Шотландии, наяривающий павер-метал про жизнь пиратскую. В отличие от тех же Running Wild, звучат парни мелодичнее и изобретательнее. В треках отчетливо слышен мощный прилив фолка, подкрепленный духовыми, скрипкой и нестройным хоровым пением. Задорная и понятная музыка для надвигающихся праздников.
А если так случится, что на каникулах вы отправляетесь в сторону экзотических краев и морей, то взять с собой парочку альбомов Alestorm просто категорически рекомендуется. Для создания должного настроения!
Виктор Зуев
Foo Fighters — Concrete And Gold
Я не сильно разбираюсь в музыке, но как простой обыватель уже давно скучаю по року, способному собирать стадионы. Сегодня в почете другие жанры — рэп, электроника, попса — и настоящих честных рычащих, но при этом мелодичных рок-команд в мире почти не осталось. Есть, конечно, старички, вроде Маккартни и Rolling Stones, но каждые их гастроли воспринимаешь уже не столько с трепетом, сколько с легкой тревогой — они уже, мягко говоря, немолоды и дай бог им здоровья.
Среди коллективов помоложе я всегда любил Foo Fighters. Они, на фоне сменяющих друг друга музыкальных трендов, всегда выглядели для меня несколько консервативными — простые ревущие риффы, громкие барабаны, патлы и минимум выпендрежа. Они всегда для меня были чуть сложнее, чем гаражный рок. Но именно в этой линейности и простоте для меня и заключается величие Грола и Ко — именно такая музыка всегда собирала и взрывала стадионы (см. AC/DC).
Новый альбом Foo Fighters я ждал с трепетом и он меня нисколечко не разочаровал. Он чуть сложнее, медленнее, чем предыдущие пластинки. Он долго раскачивается. Но из него все так же сочится тот фуфайтеровский мелодизм, за который я их когда-то полюбил всем сердцем. На Concrete & Gold есть песни на любой вкус: хиты (Run и The Sky Is a Neighborhood), боевики (The Line) и мелодичные номера (Dirty Water). Все они уже давно звучат на радио. Но для меня качество любой пластинки Foo Fighters определяется не заметными композициями, а второстепенными, потому что именно они делают для меня Foo Fighters великой рок-группой (см. трек Come Back, например). И они на Concrete & Gold офигенные — Happy Ever After это почти Маккартни в лучшие годы, Sunday Rain — Леннон, а La Dee Da — создана для громких и больших площадок.
В общем, я конечно ничего не понимаю в музыке, но Concrete & Gold советую сильно. Ничего круче в этом году я не слушал.
Андрей Загудаев
Lunatic Soul — Fractured
Пока Стивен Вилсон (ex-Porcupine Tree) вызывает тонны недоумения у своих фанатов, открыто экспериментируя с поп-музыкой, его коллега по цеху, польский музыкант Мариуш Дуда, продолжает усердно трудиться. Делает он это в рамках своего проекта Lunatic Soul, расширяя границы привычного звучания прогрессив-рока в самых неожиданных направлениях. Каждый новый альбом звучит увереннее и интереснее, заметен профессиональный рост музыканта, а желания сравнивать музыку с классикой рока даже не возникает.
В 2017 году вышел альбом Fractured, который, на мой взгляд, является лучшим за всю историю Lunatic Soul. Это подтверждают и слова самого Мариуша Дуды, для которого новый альбом стал тем, к чему он все это время шел.
В нем все еще много экспериментов с электроникой, оркестровым звучанием, привычными инструментами из арсенала рок-музыки. Ритм-секция продолжает занимать доминирующую часть, сказывается подход автора к бас-гитаре как самобытному сольному инструменту. В своем основном проекте Riverside он выступает именно как бас-гитарист и вокалист — довольно редкая и непростая профессия. Хорошей музыки в этом году вышло предостаточно, но именно Fractured стал для меня чем-то неожиданным.
Андрей Трамваев
Eminem — Revival
Новый альбом Маршала «Наше все» Мэтерса это как обязательная школьная литература. Ее можно не читать сейчас, но рано или поздно ты все равно к ней вернешься. А еще это как ходить в Google Maps по улицам, на которых давно не был — пронзительная ностальгия.
Рэперу 45, его дочери Хэйли 22 (угу, My baby girl keeps gettin’ older, I watch her grow up with pride), он записывает жесткий фристайл в адрес Трампа на фоне серого бетонного гаража, а трек Walk on Water — записывает с Бейонсе. Как делает Eminem, не делает больше никто, ожидание его пластинок само по себе процесс. Но когда дождался, праздник.
Александр Каныгин
Converge — The Dusk in Us
2017-й оставил двоякое впечатление: с одной стороны, вышло достаточное количество и ожидаемых альбомов любимых групп и исполнителей, которые оказались очень приличными (Mastodon, Queens of the Stone Age, Arcade Fire, Pissed Jeans, Chelsea Wolfe), и приятных сюрпризов, которые бы попали в первую двадцатку или даже десятку (Idles, Circle, Power Trip, Code Orange, Fever Ray, King Gizzard, Royal Blood и т.д.), и разочарований (At the Drive-In, Marilyn Manson, Melvins, Nine Inch Nails). Но ничто в этом году меня не впечатлило меня так сильно, как новый альбом легендарных Converge.
Работа над записью The Dusk In Us заняла у них почти пять лет, и это чувствуется — это самый взвешенный, вдумчивый и лиричный альбом, оригинально написанный, мастерски исполненный и сопровожденный действительно великолепными текстами. Если раньше Converge был эдаким диким зверем, который настигал молниеносным выпадом и вгрызался в тебе в глотку, то теперь он скорее защищает свою территорию — настигнувшая солиста группа Джэйкоба Бэннона семейная жизнь и рождение ребенка значительно изменили смысловой посыл отдельных композиций и в целом отразилась на его подаче материала.
Яростных криков стало меньше, чистого вокала/мелодики/шепота – больше (это было заметно еще по сольному проекту Бэннона Wear Your Wounds, вышедшему весной этого же года), что положительно сказалось на динамике альбома в целом. С точки зрения музыки у Converge стало больше сренде- и низко-темповых композиций, от грувовой Trigger, психоделичной Murk & Marrow, сладжевой Under Duress до пост-роковых The Dusk in Us и своеобразной вариации на балладную тему Thousands of Miles Between Us. Но совершенно сумасшедшие, яростные, просто чудовищно тяжелые треки, в которых умещается невероятная мощь, чистота и ясность звучания, комплексность структуры и безупречность исполнения, никуда не делись: от Eye of the Quarrel захочется с разбегу прыгнуть в мошпит, Arkhipov Calm выкидывает неожиданные стоп-старты, а Broken by Light продемонстрирует, сколько разнообразных идей можно запихнуть в полторы минуты хронометража. Но главное — все 40 минут Converge тебя удивляют, не дают заскучать ни на секунду и не стоят на месте, постоянно двигаясь вперед.
В The Dusk in Us, возможно, нет такой пестроты, экспериментаторства и сокрушительной громкости, как в прошлом All We Love We Leave Behind 2012 года — это более атмосферная, цельная и спокойная, насколько эта характеристика применима к одной из самых тяжелых групп современности, работа. Но если вы любите тяжелую музыку, то велики шансы, что это лучшее, что вы услышите. Как же хорошо, что существуют такие коллективы, как Converge.
Вячеслав Мостицкий