Enter Sandman — самая известная песня «Металлики». У нее больше всего прослушиваний на стриминге, ее чаще других треков группы крутили по радио, ее постоянно каверят как ноунеймы, так и исполнители с мировым именем. Именно эта песня открывает пятый и самый успешный альбом «Металлики».

Enter Sandman не просто так открывает альбом Metallica — это первая написанная для альбома песня 

Началась она с открывающего риффа, который гитарист группы Кирк Хэммет написал бессонной ночью под впечатлением от альбома Louder Than Love группы Soundgarden. А Джеймс Хэтфилд и Ларс Ульрих взяли наработки Хэммета и собрали из них полноценную песню. 

Но несмотря на то, что музыка была написана быстро, Хэтфилд очень долго возился с текстом. Он хотел написать что-то по-настоящему темное — посвятить песню синдрому внезапной детской смерти и ужасу, который семья испытывает из-за этого события. Так он планировал сбалансировать трек, который по его мнению был чересчур «коммерческим». Однако продюсер альбома Боб Рок уговорил Хэтфилда переделать текст и сделать его полегче — и Джеймс согласился, впервые в истории группы. Финальная версия трека посвящена ночным кошмарам, который олицетворяет приходящий в ночи Песочный человек, обещающий забрать ребенка в Неверленд. 

«Я хотел,чтобы текст был психологичным —  взрослые манипулируют ребенком с помощью своих слов. Знаешь, когда просыпаешься с этим дерьмом в глазах? Это Песочный человек положил его туда, чтобы заставить тебя спать. Парень в песне говорит об этом этому маленькому ребенку, и он сходит от этого с ума. После этого он больше не может уснуть» — Джеймс Хэтфилд

Клип на песню, снятый Уэйном Айшем напрямую экранизирует текст трека

Записывая Enter Sandman, группа старалась создать мощную «стену звука» 

Термин «стена звука» известен еще с 60-х, и суть его, если максимально упрощать, в дублировании и многослойной записи партий. «Металлика» создавала стену звука в треке, используя несколько приемов. Например, Ларс Ульрих записывал партии ударных маленькими кусочками, чтобы в финальном миксе напор был максимально мощным. Для записи использовалось от сорока до пятидесяти микрофонов, чтобы симулировать открытое концертное звучание. Ну и три дорожки ритм-гитары тоже помогли!

«Металлика» так загонялась с этой песней, потому что она изначально стала для банды примером, как должен звучать весь альбом. Поэтому музыканты настаивали на том, чтобы Enter Sandman стала открывающим треком и первым синглом пластинки, хотя продюсер Боб Рок предлагал начать диск с Holier Than Thou.

Кстати, забавный факт: существует рестлер, выступающий под именем Сэндмен — и он выходит как раз под трек Enter Sandman. Правда, не под оригинал, а под кавер от Motörhead.

Ну а теперь — к каверам.

Кавер в двадцати разных стилях от Энтони Винсента

Ютубер-вокалист Энтони Винсент прославился тем, что он берет популярные треки и перепивает их сразу в двадцати (хотя иногда меньше) стилях. Каверы, выполненные в одном стиле у него тоже есть.

Кавер от Ghost, Candlemass и Vargas & Lagola

Три мощнейшие группы вживую исполняют Enter Sandman в своем драматичном, но более мелодичном стиле.

Кавер от Sum 41

Нет, это не поп-панк-кавер. Sum 41 играют Enter Sandman близко к оригиналу, но удивляться тут нечему — они быстро переросли свой панк-период и большую часть времени были (и остаются) именно метал-группой.

Кавер с женским вокалом от группы First To Eleven

Максимально близкий к оригиналу кавер, но с более мелодичным женским вокалом.

Блюграсс-кавер от группы Iron Horse Bluegrass

Удивительно, но с помощью пары гитар, банджо и контрабаса четыре мужика из Алабамы смогли сохранить напряжение оригинального трека.

Фингерстайл-кавер от Лукаса Имбириба

В первую очередь это фингерстайл-кавер, в котором все богатство оригинала упаковывается в исполнение на всего одной акустической гитаре. Но под конец Лукас начинает еще и отлично петь.

«Сонный» кавер от Melodicka Bros

Про творческие и чертовски талантливо сделанные каверы от Melodicka Bros мы даже как-то писали отдельно. Enter Sandman они перепели в духе расслабляющей акустической поп-песни, обшучивая тему трека.

Кавер на стилофонах

Стилофон — это крошечный синтезатор с сенсорной клавиатурой и стилусом, родом из 70-х годов (хотя изобрели его вообще в 60-х). На слух было бы подумать, что это восьмибитный кавер, сыгранный на каких-нибудь «геймбоях».

Ремикс в стиле поп-музыки 80-х

Забавный и действительно качающий ремикс, обыгрывающий идею: «А что если бы Enter Sandman вышла в 1987 году под руководством трио Стока, Эйткена и Уотермана». Знать, кто это такие совсем не обязательно — просто послушайте и сразу все поймете.

Джазово-эстрадный кавер от Пэта Буна

Пэт Бун — легендарный американский эстрадный певец, в 50-х теснивший самого Элвиса. В 1997 году он выпусти альбом In a Metal Mood: No More Mr. Nice Guy, состоящий из каверов на популярные метал-песни — от Crazy Train до Paradise City. Среди них была и Enter Sandman, но слушать стоит вообще весь альбома. А потом и кавер Ричарда Чиза можно заценить.

«Просто работник BioWare»: история Human, главного хита Rag’n’Bone Man — и 10 каверов на него