Споры о важности текстов в музыке не утихнут никогда. Но правда в том, что вокал — это, в первую очередь, еще один инструмент. Мы можем влюбиться в пение, вообще не понимая, о чем, собственно, вокалист поет. Особенно если исполняются песни на экзотических для нашего слуха языках — эффект может быть не хуже, чем от использования необычных народных инструментов. Некоторые языки при этом не просто экзотические — а находятся на грани вымирания. Что придет песням на этих языках особый флер — даже если это метал. Особенно если это метал!

Alien Weaponry

Alien Weaponry — хедлайнеры этого списка, потому что группа удивительная со всех сторон. Она основана в 2010 году родными братьями Генри и Льюисом Рейвати де Йонг. Десятилетний Генри стал гитаристом, а восьмилетний Льюс — барабанщиком, поют в банде оба. По маме происхождение у них голландское, а вот по папе голландские корни смешиваются с маори, коренным населением Новой Зеландии. Текущий басист и бэк-вокалист группы Туранга Морган-Эдмондс тоже происходит из племен маори. При этом Alien Weaponry можно называть еще и семейным проектом — отец братьев продюсирует группу, а мать выполняет роль менеджера и штатного публициста.

До недавнего времени Alien Weaponry были фактически детской группой, но несмотря на это, их треки с первых записей звучат мощно и профессионально. Стиль банды можно описать как смесь трэш и ню-метала с кричащим, скандирующим вокалом. В их миксах всем инструментам внимания уделяется поровну, что делает общий звук достаточно мелодичным, но в то же время сухим, детальным и пробивным. Но главное, почти все песни Alien Weaponry исполняют на вымирающем языке маори — сегодня на нем говорит всего около 160 тысяч человек (для сравнения, русским в мире владеет приблизительно 260 миллионов человек). Да и в аранжировках у них пробиваются племенные фолк-мотивы, особенно во втором полноформатнике Tangaroa, который вышел буквально на днях.

Cnoc an Tursa

Группа Cnoc an Tursa образовалась в 2006 году в шотландском городке Фолкерк. Центральная идея банды с первых записей — популяризация растворяющейся традиционной культуры Шотландии. И это не только килты на музыкантах и фолк-инструменты в аранжировках, но и песни на гэльском языке, который распространен сегодня даже меньше маори — в мире на нем говорит всего лишь около 60 тысяч человек.

А вот выбор жанра у Cnoc an Tursa (с гэльского название переводится как «Холм печали») ожидаемый — они играют атмосферный мелодичный блэк-метал с примесью эпичной симфоники и по-хорошему истеричным гроулом. Впрочем, иногда они уходят практически в фолк-эмбиент, разбавляя проигрыши звуками, которые можно услышать в шотландских горах. Не сказать, что группа как-то развивает мелодик-блэк, но свой стиль у них все-таки есть. Если Assassin’s Creed: Valhalla отправится в Шотландию в одном из DLC, разработчикам стоит обратить внимание на Cnoc an Tursa — некоторые их песни идеально подошли бы для трейлера. Особенно учитывая, что тексты группы вдохновлены шотландским эпосом и поэзией.

Shaman

Прямо сейчас группа Shaman называется иначе — Korpiklaani. Она все еще хороша и довольно известна в России (во многом благодаря синглу Vodka 2009 года), но нас интересует именно «шаманский» период музыкантов. Они начинали в финском Лахти как ресторанный фолк-дуэт, но с 1997 по 2003 год они играли уникальную смесь классического хэви-метала и саамской этники. Саамы — это коренное население Лапландии. И хотя отдельным государством она никогда не была, идентичность у лапландцев есть — сформирована она в том числе собственным языком и узнаваемой народной музыкой.

Большая часть песен на двух альбомах Shaman исполнена как раз на северносаамском, а в качестве вокала использованы саамские напевы йойк. Этот язык самый редкий в нашем списке — на нем говорит около 20 тысяч человек. В аранжировках при этом царит, собственно, мистический шаманизм, который здорово контрастирует с веселыми быстрыми куплетами и тяжелыми риффами. Сейчас группа играет более веселую и быструю музыку, а поет преимущественно на финском, который для многих тоже звучит экзотично.

Sólstafir

Исландцы Sólstafir играют метал, но какой именно, сказать сложно: тут и дум, и классика в духе ранних Iron Maiden, и мелодик-дэт, и блэк, и все, что угодно — альбомы и отдельные песни банды очень неоднородны.

Группа образовалась в Рейкьявике еще в 1995 году и исполняет песни сугубо на родном исландском языке. На нем сегодня говорит более 300 тысяч человек, но это число становится все меньше — за пределами Исландии язык не распространен, а на самом острове его вытесняет английский. При этом из всех скандинавских языков именно исландский сохранил самую тесную связь с древнескандинавским. Так что песни Sólstafir можно считать напевами современных викингов. Возможно, поэтому связующим звеном музыки группы стала атмосфера опустошения и холодного моря. Особенно сильно она бьет по глазам в клипах.

Eluveitie

Самая известная группа в списке, подписанная на уважаемый метал-лейбл Nuclear Blast. Основана в 2002 году в швейцарском городе Винтертур. В их музыке олдовая фолк-симфоника смешивается с современным мелодик-дэтом — с джентухой и модным сочным гроулом. В то же время стена звука у них создается именно с помощью народных инструментов, а не гремящих гитар. Само собой, банда обожает мелодические проигрыши вообще без использования современных инструментов и мотивов. Причем речь не о синтезаторах, а именно о живых волынках, арфах, лирах и прочих вистлах — для живых выступлений это имеет значение, а уж лайвы у Eluveitie сумасшедшие. Даже вокалист Кристиан «Кригель» Гланцманн (и единственный бессменный участник группы) на чем только не играет.

Основной язык песен у Eluveitie — английский, но значительная часть песен написана на галльском. И если на остальных языках из нашего списка говорит мало людей, то галльский сегодня официально мертв — латынь вытеснила его из Галлии еще в VI веке.

Почетное упоминание: In Extremo

Берлинская группа, рубящая фолк-метал во всех его возможных проявлениях с 1995 года. В России особенно известна благодаря знаменитому виртуальному концерту в старом лагере в первой «Готике». Их реальные концерты, впрочем, еще круче — с диким угаром, пиротехникой, средневековыми костюмами и десятками народных инструментов со всего мира. Искренняя любовь к средневековью вообще буквально сочится из песен группы. В 90-х и начале нулевых группа в основном перепевала народные легенды, используя при этом целый ряд европейских языков: от мертвой латыни, староисландского и родного немецкого до русского, шведского и иврита. Ну и грубый хриплый баритон Михаэля Райна забыть невозможно.