«Тяжелая ноша» возвращается после продолжительного перерыва! Разбираем последние музыкальные новинки и рассматриваем альбомы, на которых люди, как правило, громко играют на гитарах и орут.
Sepultura — Machine Messiah
iTunes/GooglePlay
Sepultura для меня всегда была группой, которая находится в каком-то подвешенно-периферийном состоянии. Безусловно, тень ушедшего в конце 90-х основателя Макса Кавалеры, а после и брата Игоря Калаверы в 2006-м, постоянно падала на Sepultura, да и группа после прорывного Roots постепенно исчезла из широкого музыкального медиа-пространства. Тем не менее, Кавалера после основания Soulfly уже почти 20 лет занимается одним и тем же — скрещивает акуна-матату с ню-метал риффами, — а оставшаяся часть Sepultura постоянно пробовала — ну или хотя бы пыталась — что-то новое. Концептуальные и амбициозные Dante XXI и A-Lex (вдохновленные «Божественной комедией» и «Заводным апельсином», соответственно) вообще можно ставить в ряд лучших записей группы. Последующие Kairos и The Mediator Between Head and Hands Must Be the Heart мне показались довольно вторичными и однообразными. Но Machine Messiah, к счастью, совсем другое дело.
Альбом начинается очень медленно, скучно и анти-динамично. Поэтому лучше сразу пропускайте первый трек; дальше весело: убойный прямолинейный хардкор I Am The Enemy, мощная Phantom Self с яркими и очень характерными этническими вставками смычковых, увесистая Alethea с нарочито ломаным и нескладным, но грувовым риффом. Потом альбом спотыкается об инструментальную Iceberg Dances, который, похоже, был записан лишь для демонстрации мастерства гитариста. Вторая половина получилась более ровной: Sworn Oath (тоже, кстати, с помпезными оркестровыми аранжировками) неспешной поступью грузит слушателя на протяжении шести минут; Resistant Parasites делает ставку на классический сепультуровский грув; Silent Violence и Vandals Nest, хоть и не отличаются чем-то оригинальным, дают еще одну дозу зубодробительного хардкора. Финальный аккорд Cyber God — удачная версия открывающего трека, где атмосферность и мелодия на своем месте и не нагоняют тоску.
Получилось бодро, в меру разнообразно, достаточно креативно, но все в рамках сепультуровского приличия. Новых фанатов этим альбомом группа вряд ли приобретет, но, по крайней мере, точно не растеряет старых. [7]
Ty Segall — Ty Segall (2017)
iTunes
Про юного гения гаражного рока Тая Сигала я рассказывалне раз, и почти всегда в исключительно положительном контексте. Невероятно плодовитый композитор-мультиинструменталист не сбавил обороты и спустя год после отличной пластинки Emotional Mugger выпустил новую запись имени себя. У Тая уже был альбом Ty Segall — сырой, громкий и хамский лоу-фай дебютник 2008 года, — и если поставить эти две работы рядом, становится очевидно, насколько большой творческий путь проделал музыкант за девять лет безостановочного производства музыки.
Грубо говоря, Ty Segall (2017) — это такой сборник Best Of, состоящий исключительно из нового оригинального материала; резкая отделительная черта, после которой предполагается подвести какой-то итог. Так и этот альбом — своеобразная коллекция многогранных музыкальных ипостасей Тая, зафиксированных в четкой последовательности на пленке. Все жанры, техники, тональности, которыми он когда-то орудовал (и продолжает это делать), умещены и талантливо скомпонованы между собой в рамках 36-минутной записи. Шумный прото-метал, прямолинейный гаражный панк и вязкий стоунер с фуззовыми гитарами сияют в Break a Guitar, The Only One и Thank You Mr. K; вдумчивые акустические/фортепианные номера Freedom, Talkin’ и Papers непрозрачно намекают на бессменных кумиров Сигала — The Rolling Stones, Дэвида Боуи, The Beatles, а великолепная Orange Color Queen вообще звучит так, словно ее только что записал сам Марк Болан.
Особенно выделю десятиминутного монстра Warm Hands (Freedom Returned), который на самом деле альбом в миниатюре — темпы, настроение и жанры сменяются каждые пару минут, ни о какой раздутости или вялотекущем джеме речи вообще нет — даже несмотря на то, что во второй половине есть очень характерный, но напряженный импровизационный прог-рок момент).
Самые искушенные фанаты не найдут здесь чего-то действительно нового, но это материал настолько высокого качества, что грех жаловаться. А для тех, кого отпугивает гигантская дискография одного из самых неугомонных музыкантов современной рок-сцены, Ty Segall (2017) станет идеальной отправной точкой, сбалансированной, увлекательной и компактной. [9]
Nine Inch Nails — Not the Actual Events EP
iTunes/GooglePlay
Под прошлое рождество Трент Резнор наконец-то поделился новым материалом — 20-минутным EP из пяти песен. Произошло это так неожиданно, что многие опешили и на автомате обрадовались — тем более, что Резнор пообещал полноформатный релиз в 2017 году. Но когда пред- и посленовогодний кутеж наконец-то рассеялся и вышел из организма, приходит осознание, что EP, скажем так, получился не очень.
Для собственного успокоения я решил расценивать Not the Actual Events как своеобразную разминку, демо-заметки, которые сами по себе может и неплохие, но в нормальные песни их переделывать пока было некогда и/или не особо хотелось; тизер альбома, которого пока нет. И только после этого я был готов смириться с тем, что половину EP нам предлагают, например, слушать очень скучные, блеклые и нединамичные She’s Gone Away (где, впрочем, происходит много интересных звуковых движений где-то на заднем плане) и Burning Bright (Field on Fire) — последний начинаешь слушать с мыслью «вау, индастриал, прямо как в 90-е!», а потом хочешь, чтобы это поскорее закончилось. The Idea of You — удобоваримый образец любимой схемы Резнора «тихо-громко-тихо», но это до обидного стандартная песня Nine Inch Nails. Двухминутная Branches / Bones — примерно то же самое. Остается Dear World — действительно классный трек с хитро запрограммированной электроникой и мастерским звуковым текстурированием, который напоминает скорее Hesitation Marks и Ghosts I-IV, нежели The Downward Spiral или там Year Zero.
В итоге ты как Джон Траволта из того мема — недоуменно разводишь руками и глядишь по сторонам. [5]
Super Unison — Auto
iTunes/GooglePlay
Кому тут чистого, незамутненного хардкора? У Super Unison, новой группы во главе с бывшей вокалисткой Punch Меган О’Нил Пенни, его выше крыши. Auto отвечает всем параметрам хорошей дебютной работы: он стремительный (чуть больше 30 минут), невероятно энергичный, сфокусированный и не распыляется по мелочам. В бесхитростной, но крайне эффективной комбинации панка и хардкора Super Unison заметно выделяется голос самой Меган (которая успешно совмещает эту роль с обязанностями бас-гитариста): она хорошо чувствует динамику песни и со сдержанного пения может резко переключиться на агрессивный крик именно в тот момент, когда тебе этого хочется.
По большому счету, у Super Unison нет каких-то уникальных черт, но трио настолько мощно и бодро отрабатывает знакомые хардкор-трюки — плюс, опять же, вокал — что слушать Auto одно удовольствие. Молниеносные боевики (Prove Yourself, Losing You, Muted) вовремя чередуются со среднетемповыми, но не менее тяжелыми треками (Keeper, Luxury, Broken) и более мелодичными экземплярами (You Don’t Tell Me, Time & Distance). Музыканты также не демонстрируют чудес перформанса, но, во-первых, жанр этого и не требует, а во-вторых, это с лихвой компенсируется первобытной энергией и очень плотными партиями. При желании можно придраться к несколько загнанному басу в миксе и скучноватой концовке из непривычно длинных для группы Everything и Auto, где динамика явно пошла на спад. В остальном Auto похож на красивый, высококачественный молоток: ничего нового, но свою цель выполняет на ура. [7]