Руководство по въезду в творчество этой мельбурнской банды нужно хотя бы потому, что за десять лет они выпустили аж 19 альбомов — на их полную дискографию придется потратить больше суток. И это если слушать всё без перерывов. С King Gizzard & The Lizard Wizard на рок-сцене мало кто может сравниться — в плодовитости, разнообразии звука, мощности творческого потока и музыкальном раздолбайстве. Их стоит распробовать.

Кто такие King Gizzard & The Lizard Wizard?

Это просто группа друзей из австралийского Мельбурна, которые любили вместе тусить и джемить. В этом они были так хороши, что однажды общий друг предложил им сыграть концерт. Название придумывали в последний момент — так все и закрутилось. «Гиззарды» на удивление быстро пробились на большую сцену и прославились, но их подход к музыке так и не изменился. Они по-прежнему отдают музыке все свое время, джемят и экспериментируют — не чтобы что-то сказать или раздвинуть границы, а потому что любопытно и прикольно. 

Формальный лидер группы — центральный вокалист и гитарист Стю Маккензи. Но на деле он просто наиболее активный и узнаваемый участник банды. В ней абсолютно все играют на всем — от гитар и клавиш, до саксофона и ситара — и поют тоже все понемногу. King Gizzard & The Lizard Wizard группа одновременно и современная, и очень старомодная. Они — будто ВИА времен The Beatles, который прибыл в наше время на машине времени и не потерялся. Это, кстати, объяснило бы их музыкальную плодовитость!

В шутку ли, но концепцию группы в момент ее основания Стю Маккензи описывал так:

«Мы хотели писать самые простые песни. Один аккорд, или парочка — если повезет. Одно-два слова. И все вокруг шумят, как могут, чтобы это не нужно было репетировать. И чтобы если мы захотим взять в группу нового участника, мы могли бы научить его всем песням секунд за 11».

С момента основания группы ее покинул всего один постоянный участник — барабанщик Эрик Мур ушел в 2020 году, сейчас единственным ударником остается Майкл Кавано

King Gizzard & The Lizard Wizard смогут угодить фанатам практически любых поджанров рок-музыки

В этом плане они — группа как раз максимально современная, потому что никаких рамок для них не существует. «Гиззарды» начинали с лоу-файного серф-рока с примесью поп-панка, затем двинулась к кантри-року, джазу, фолку и прогрессиву, дойдя в итоге даже до хэви-метала и трэша. Причем в каждый жанр они влезают с маниакальным вниманием к его канонам — это не просто имитация. 

И это я еще не говорю про кинематографичность и психоделику, потому что она толстым слоем покрывает каждую песню банды, независимо от ее «основного» жанра. Даже когда King Gizzard & The Lizard Wizard разгоняются до тяжелого трэша, это все равно звучит так, будто Jefferson Airplane каверят «Металику», при этом позвав самого Хэтфилда на вокал. В интервью к выходу трэш-метал-альбома Infest the Rats’ Nest Стю Маккензи комментировал это так:

«Мы не пытались записать психоделический альбом, но он все равно получился немного таким. Всё всегда так заканчивается. Когда мы пишем что-то новое, мы всегда думаем о чем-то конкретном — продумываем идею записи. В случае с этим диском мы хотели сделать самый быстрый, громкий и тяжелый альбом. А психоделия, она просто… получилась сама собой? Это было непреднамеренно. Думаю у нас есть тропы, которые постоянно пробиваются».

Знакомство с творчеством стоит начать с живых выступлений

King Gizzard & The Lizard Wizard — на сто процентов живая группа; на сцене она раскрывается даже лучше, в студии. При этом иких шоу с эпичными декорациями и пиротехникой они не устраивают: просто очень качественно и увлеченно играют, не скрывая своей экспрессии. От их концертов — что современных, что десятилетней давности — веет атмосферой очень хорошей, но никому неизвестной группы из какого-нибудь провинциального рок-клуба. Они играют музыку не ради чего-то — просто иначе не могут.

На лайвах музыканты часто используют не только клавиши и гитары, но и более «экзотические» инструменты со своих записей — всякие флейты, саксофоны и губные гармошки. Сетлисты каждого шоу отражают экспериментальность группы в самом лучшем смысле. И в случае с «Гиззардами» долго искать лайв в хорошем качестве не придется — они несколько раз были на KEXP. А после парочки концертов, можно двигаться и к альбомам.

7 самых важных записей King Gizzard & The Lizard Wizard — от простых к сложным

Сходу заценить всю дискографию «Гиззардов» сложно по нескольким причинам. Во-первых, 19 альбомов. Во-вторых, музыка группы при долгом последовательном прослушивании быстро превратится в кашу. Из-за психоделичности, лоу-файности и творческого безумия альбомы банды вообще сложно раскладывать на треки. Каждый диск — это цельный экспириенс, не всегда понятно, где закончилась одна песня и началась другая. Поэтому если прогнать вообще все по-порядку, легко оказаться в ситуации: «Было круто и странно, но я ничего не помню», что, конечно, тоже вариант. Но мы будем бить точечно — выберем самые важные альбомы и расположим их от самых простых для восприятия до наиболее сложных.

L.W. (2021)

Свежайший альбом группы —  L.W. — это торжество их психоделического рок-нутра, но поданное в понятной форме. По сути это прямое продолжение прошлогодней пластинки K.G., только на новом диске аккуратное сведение и нет перебора с шумами и искажениями, при этом атмосфера цветного трипа в 70-е и индийские мотивы на месте. Пластинка также богата акустикой с этническими инструментами, и если вам сильнее зайдет именно эта сторона группы, то следом нужно послушать альбом Paper Mâché Dream Balloon 2015 года. Но на последних трех треках диск разгоняется и заканчивается очень тяжелым треком K.G.W.L., который и подводит нас к следующему альбому.

Infest the Rats’ Nest (2020)

Уже упомянутый выше трэш-метал-альбом, все равно пропитанный психоделикой. Для этого диска Стю Маккензи даже научился как следует рычать. Трэш у группы получился отличный — пробивной и по-хорошему олдовый — но альбом еще и концептуальный. В Infest the Rats’ Nest рассказывается история о мире далекого будущего, в котором Земля умирает, а уничтожившие ее богачи переселяются на Марс. Однако у героев пластинки денег на перелет нет. Они грабежами зарабатывают на собственный корабль и отправляются колонизировать Венеру, где в итоге и умирают. Стоит отметить, что так-то вообще все альбомы у группы концептуальные: их события происходят в одной вселенной, которую фанаты называют Gizzverse.

Nonagon Infinity (2016)

Nonagon Infinity — это один из самых высокооцененных альбомов группы. В 2016 году он был компиляцией всех экспериментов группы, так что для новых фанатов это идеальный мостик от современных альбомов группы к ранним. На Nonagon Infinity замешана и психоделика 70-х, и зачатки хэви, и джаз с прогом — и все это умело закручено в бесконечную петлю. Когда альбом закончится и начнется заново — вы даже не заметите.

Flying Microtonal Banana (2017)

В 2017 году группа пообещала выпустить сразу пять альбомов (спойлер: выпустила) — а началось все с пластинки Flying Microtonal Banana, все еще одной из самых экспериментальных в дискографии. Как можно догадаться по названию, альбом записан с использованием микротоновых инструментов. Интервалы у них не совпадают с привычной нам 12-нотной схемой, поэтому микротоновая музыка звучит инопланетно и работать с ней сложно. 

Идея такого альбома родилась у Стю Маккензи после отдыха в Турции — поэтому альбом еще и пропитан турецкой этникой. Маккензи увлекся турецким струнным инструментом баглама и на его основе заказал знакомому мастеру кастомную микротоновую гитару «Летающий банан», в честь которой альбом и назван. Особенность диска в том, что абсолютно все инструменты на нем, кроме барабанов, используют микротоновую настройку — даже бас и клавишные. 

12 Bar Bruise (2012)

12 Bar Bruise — первый полноформатный альбом группы. В первую очередь его стоит слушать потому, что это дебютник — интересно узнать, с чего началось столь разнообразное творчество. В плане звука диск хорош: солнечный, просоленный серф-рок, будто из гаража неизвестной банды 70-х. Этот же диск поможет распробовать шумность группы, ее живую сырость и любовь к внезапным клавишам. Уже на дебютнике проявилась страсть King Gizzard & The Lizard Wizard к уравновешиванию всех дорожек в песнях — солирующих инструментов будто нет, даже вокал заглублен и не перебивает гитары со звенящей ударкой.

Eyes Like the Sky (2013) 

«Гиззарды» никогда не разменивались по мелочам, и уже через год после дебютника выпустили альбом-аудиокнигу. Eyes Like the Sky — это сборник историй с Дикого Запада про перестрелки и прочее беззаконие. Вместо пения тут монотонный голос Бродерика Смита, музыканта и отца клавишника группы Эмброуза Кенни Смита. Бродерик же написал все истории «аудиокниги». Музыка вокруг его историй соответствующая — будто из вестерна середины прошлого века. Да и голос Смита звучит так, словно его записывали на аппаратуру того времени. Максимально атмосферный альбом, родившейся, по словам Стю Маккензи, из любви к спагетти-вестернам, «злым гитарам» и Red Dead Redemption.

Float Along — Fill Your Lungs (2013)

Следом за аудиокнигой группа выпустила альбом Float Along — Fill Your Lungs, на котором психоделика стала не просто верхним слоем, а центром пластинки: не зря в открывающем треке звучит ситар. Звук плавает, зажевывается, размывается, за считанные минуты выдергивает из реальности, но в конце растворяется, будто его и не было. Следом вышло еще два схожих альбома: Oddments и I’m in Your Mind Fuzz. Все три — отличные, какой в этой трилогии лучше — вопрос исключительно вкуса. Именно эти диски для многих сформировали образ King Gizzard & The Lizard Wizard как адептов психоделической музыки в крайней ее форме. 

Больше музыкальных гидов