Итоги 2020-го продолжают разгоняться! Мы уже рассказали, что пили и ели в этом проклятом году, настало время поделиться тем, что мы слушали. Вкусы у редакции разнообразные, так что для себя вы наверняка что-то выцепите.


Стас Ломакин


Jessy Lanza — All The Time

В 2020 году Джесси Ланца выпустила третий альбом, и у меня к себе только один вопрос — как я мог пропустить первые два? По всем параметрам это моя музыка: футуристический ритм-энд-блюз с массивным влиянием 80-х, которое Ланца не скрывает — свою музыку она сама характеризует как мэшап из поп-музыки последних сорока лет, которые зашли ей лично. Дополняет эту музыку сопрано, до которого мне обычно нет никакого дела — но тут не восхитится вокальными данными я просто не могу. Помимо нового альбома в первой половине 20-го, в самый пик коронапаники, Ланца выручала своими душевнейшими лайвами:

Medhane — Cold Water

Свои первые записи несколько лет назад Medhane выкладывал бесплатно — и уже тогда мне это казалось подозрительной роскошью. Редко слушаю лирику и ценю подробные, как можно более навороченные биты — и этого добра у него хоть отбавляй. В 2020 году Medhane наконец-то выпустил альбом за деньги — а вместе с ним подъехало и признание. Заслуженно!

Sven Wunder

Судя по единственной фотографии, Свен Вундер уже не мальчик, но музыкальную карьеру начал только в этом году — и сразу с двумя альбомами. Первый — Eastern Flowers, представляет собой психоделический джаз-рок, вдохновленный анатолийским роком. Второй, Wabi Sabi, выполнен в схожем стиле, но уже с японским звучанием. Вокал — только по праздникам: лишь в одном треке — с также «японской» EP Tōryanse — Вундер использует детский хор, в остальном же на первое место ставит музыку. О Вундере (кстати, это псевдоним) мало что известно, кроме того, что раньше он работал над саундтреками к кино. Музыка в самом деле очень кинематографичная.


Георгий Манаев


Aesop Rock — Spirit World Field Guide

Большинству Aesop Rock известен как тот странный чувак, лидер рейтинга рэпперов по количеству используемых слов. По этому параметру Aes действительно непревзойденен — в любом своему треке он просто расстреливает слушателя незнакомыми сложными словами, при этом его тексты — далеко не бессмыслица. Я слежу за творчеством Aesop Rock (которого на самом деле зовут Иэн Бэвиц) с 2010 года, и за все это время на него так и не снизошла всемирная слава, хотя его флоу и продакшн все улучшаются и улучшаются, доказательством чему — альбом Spirit World Field Guide.

Концептуально альбом — это путеводитель по параллельному (духовному) миру, населенному потусторонними существами и идеями. Разбираться в текстах — развлечение для любителей, но альбом замечателен своей прежде музыкальной энергией — и даже мощью. Пока многие исполнители на пятом десятке (Бэвицу 44) унывают или ударяются в эксперименты, Иэн прокачивал свой лирический арсенал, улучшал подачу и трудился над битами — в плане звука последний альбом от None Shall Pass (2007) отличается разительно. В общем, если вам нужен бескомпромиссный жесткий интеллектуальный хип-хоп из Портленда, Орегон, чтобы мотивировать себя добить уже 2020й год — вот он.


Владимир Бровин


В 2020-м я почти не слушал музыку 2020-го. Массу всякого — от австралийского панка до занзибарской попсы — но все это принадлежало другим годам. Единственные актуальные релизы, за которыми я более-менее следил, относились к эмбиенту и ритуальной музыке. Соответственно, самые запавшие в душу альбомы этого года лежат исключительно в этой плоскости.

D.K. — Eighteen Movements

Альбом  D.K. – Eighteen Movements — единственный, который я послушал в этом году. Не слушал фоном или во время других дел, а именно сидел в кресле перед колонками и слушал, следя за музыкой и получая удовольствие без всяких иных действий. Почти как книгу прочитал. Отличная завораживающая тропик-ритуал-вещица. Под нее приятно размышлять и чиллить. А еще пить какой-нибудь экзотический сок.

Bohren & der Club of Gore — Patchouli Blue

Общеизвестный факт: Bohren & der Club of Gore — лучшая музыка для того, чтобы разгуливать по квартире голым и есть чипсы, едва встав в воскресенье. Очень умиротворяющая, очень позитивная, если уметь слушать, группа. Как-будто саундтрек для альтернативного «Твин Пикс», где все и для всех в итоге закончилось хорошо. Альбом Patchouli Blue — не исключение. Bohren однообразны, но это можно простить, ведь предыдущий альбом выходил 7 лет назад.

Lustmord — Trinity

Альбом Trinity — мой аналог подборок в духе Chillout Lo-Fi Hip-Hop mix for studying, working, eating pussy and cheeseburger. Время от времени включаю этот альбом во время работы, чтобы делать дела размеренно и внимательно. Если вы знаете, что такое Lustmord, то знаете все, что нужно знать. Если нет — под этим псевдонимом скрывается Брайан Уильямс, патриарх дарк-эмюиента, начавший делать захватывающую мрачнуху во время Оно. Идеальная музыка для прогулок в тумане и в три ночи.

Viagra Boys — Ain’t Nice

И для разнообразия — клип года. Шведские панки Viagra Boys как обычно ухватили суть этого года.


Владимир Самойлов


Hailey Tuck — Coquette

В этом году ни один другой альбом не зацепил меня так, как это сделал Coquette певицы Хейли Тук (или, может быть, Так). Под ее нежный голос я пил по утрам кофе, работал, лежал в ванной, рисовал каляки, пил пивас и вообще, чего только не делал — и каждый раз пластинка звучала как-то по-особенному.

Coquette — одновременно очень добрый, но меланхоличный альбом. В меру романтический, при этом не сентиментальный и не приторно сладенький. Он как дождливое утро, когда ты завтракаешь в кафе после веселой ночной гулянки, попиваешь пивко и вспоминаешь вчерашнее — романтические улыбки, мимолетные поцелуи и прочие забавности. И на душе тепло, но немного тоскливо от того, что за окном дождь и веселье закончилось. Но ведь обязательно будет другое, и вот ты уже улыбаешься, делаешь глоток ледяного и начинаешь похлопывать себя по ноге в такт музыке.

Эта музыка идеально в любом настроении — и в плохом, и в хорошем. Рекомендую, действительно стоящая штука.


Петр Сальников


Минувший год был полон самой разной музыки, от французов Cheveu до ранних King Crimson, от нового альбома Run The Jewels до трубача Нильса Петера Мольваера, но все же релизов 2020-го в моем плейлисте гораздо меньше, чем всякого ретро, которое я для себя или открывал, или переоткрывал. Выделить среди этого что-то «главное» у меня не получится, поэтому скажу две вещи, которые первыми пришли в голову.

Билли Айдол

Билли Айдол все еще в отличной форме: в 2020 году он выступил на альбоме Майли Сайрус Plastic Hearts, приняв участие в песне Night Crawling. Сайрус явно закрывает детские гештальты: она эпизодически пела с Айдолом на концертах, а теперь затащила его на альбом. Дедушку отрадно слушать: его голос все такой же бархатный, как и тридцать лет назад, его «yeah yeah» все так же на максимальном стиле. Все музыканты стареют по-своему: кто-то до последнего не может остановиться и из последних сил ползет к закату карьеры, кому-то седины идут на пользу, а Айдол — как константа поп-музыки, он просто есть, как земная ось. И на нем все еще рано ставить крест. Здоровья и долгих лет!

Николай Носков — По пояс в небе

Я хорошо знаком с шлягерами Николая Носкова вроде «Паранойи» или там «Это здорово», но каким-то образом совсем пропустил альбом 2006 года «По пояс в небе». Носков для меня — большой музыкальный авторитет и вообще, на мой взгляд, один из самых недооцененных русскоязычных артистов. Его подходы и приспособления серьезно опередили время — настолько, что за ним в российской эстрады почему-то никто не повторяет. Среди откровенно ресторанных песен на альбоме «По пояс в небе» есть предельно новаторские вещи, например, что вы воображаете себе, когда в списке песен на альбоме русского певца видите трек с названием «Зачем»? Скорее всего, вы заблуждаетесь!


Денис Майоров


Группа Make Them Die Slowly

Спотифай заявил, что трек The Terror Begins группы Make Them Die Slowly я в 2020 году слушал чаще всего. А я и не против!

Банду мне подсунул в рекомендации сам спотифай не так уж давно — в сентябре. И что-то в их мелодичной, но жуткой до мурашек блэкухе есть: включаешь, грузишься, а остановиться не можешь. Будто очень злой хоррор смотришь. Но так и должно быть, ведь вдохновляются музыканты эстетикой старых ультражестоких фильмов ужасов, даже название — это отсылка к итальянскому хоррору «Каннибалы» 1981 года. Основана банда мультиинструменталистом Миком Кенни из великой грайндкор-симфоник-блэк-группы Anaal Nathrakh — уж у него-то опыт в мрачной экстремальной музыке есть. Продуктивность Мика тоже впечатляет — Make Them Die Slowly он собрал в этом году и уже выпустил два альбома! Да и свежий диск самих Anaal Nathrakh тоже можно в открытия записывать — хорош.

Группа Mother’s Cake

Самые заводные, но в то же время размазанно-психоделичные австрийцы, застрявшие в межвременном пространстве между 2020 годом и семидесятыми. А их музыка уместилась в зазоре между олдовым роком, психоделикой, фанком и очень современным гитарным прогрессивом. Кто бы мог подумать, что такой зазор вообще существует! В этом году у Mother’s Cake вышел отличный альбом с хитом Toxic Brother, который навечно поселился в моем плейлисте, но и старые диски слушать тоже стоит.

Spiritbox — Holy Roller

Я очень люблю ныне почившую банду iwrestledabearonce — особенно того периода, когда в ней пела Кортни ЛаПлант. Но куда она двинулась после распада группы, я как-то не уследил. Насколько же было приятно наткнуться на Spiritbox в этом году — банду, которой теперь Кортни дарит свои дикие гроулы и скримы (чистым она тоже поет шикарно). В 2020 году у Spiritbox вышел совершенно разрывной сингл Holy Roller — образцовая джентуха на десять из десяти, да еще и с клипом в стиле «Солнцестояния», от которого отлипнуть невозможно.

Tommy Lee — Andro

Барабанщик Mötley Crüe выступил в 2020-м с уже третьим сольником. На новом альбоме Томми доказывает, что он не пердун и хорошо понимает современную музыку. Альбом Andro — это сборник хорошей попсы во всех ее проявлениях. Тут и фирмовый хип-хоп, и грязная читка, и танцевальная музыка, и ломаный грайм, и EDM, и R&B-фанк. Вокальные партии на всех треках исполняют молодые (и даже голодные) артисты — потому и круто.


Василий Легейдо


The Dead South

Чтобы справиться с пандемийной тоской, обязательно нужно что-нибудь бодрое, ненапряжное и хулиганистое. Последние месяцы года я провел под аккомпанемент The Dead South – квартета канадцев, которые звучат так, будто попали современный Онтарио из какого-нибудь маленького городка в штате Кентукки, неподалеку от Аппалачей. Этот квартет в меру брутальных мужиков играет в стиле блюграсс: хриплый вокал, мандолина, гитара, банджо и виолончель. Треки звучат грязновато и непретенциозно, но именно это делает их очень искренними. Получается трушное американское кантри, а не современная поделка под времена, когда любой спор решался перестрелкой .

Легко представить, как под The Dead South беззаботно проводят пятничный вечер ковбои из глухомани, где редко останавливаются на ночлег даже заблудившиеся туристы: они пляшут до боли в ногах, бухают как черти, крошат стулья об головы, а на следующий день встают как ни в чем не бывало и начинают заново. Набор тем соответствующий – убийства из-за ревности, дружеские попойки, бандитские разборки, перестрелки и даже подкат к кузине (все мы знаем, как обрезать настоящего реднека). В общем, парни хорошо проводят время, не морализаторствуют, не пытаются чему-то научить и внушить важный социальный месседж — редкое достоинство для нашего смутного времени

Итоги 2019. Музыка года