Meshuggah — это шведская группа, рубящая экстремальный метал аж с 1987 года. Однако поиск себя и пути к признанию у банды занял без малого 15 лет. Зато сегодня Meshuggah — это легенды, фактически сформировавшие современный металкор и прогрессивный метал. А сделали они это, невзначай придумав джент. Не то технику игры на гитаре, не то новый жанр. Самое время разобраться, как джент был придуман и что же это такое. Ну и новый альбом самих Meshuggah заценить, конечно же.
Прежде чем изобрести джент, Meshuggah были пионерами маткора
И это неудивительно, ведь настоящего джента без маткора не бывает. Ранние записи Meshuggah критики и фанаты чаще всего относили к треш-металу. А альбомы середины и конца 90-х — ещё и к груву. И это вполне оправдано, только треш и грув в исполнении Meshuggah всегда щедро пропитывался прогрессивом и джазовыми ходами (про группы, отлично мешающие джаз с металом мы даже как-то писали отдельно). Некоторые критики считают, что к джаз-фьюжену банда относится не меньше, чем к металу. И не поспоришь!
С самого старта группа была известна именно своей любовью к ломаным структурам и внезапным изменениям размерности партий. Подобная техничная музыка, конечно же, существовала и до шведов. Но они стали одними из первых, кто привнёс всё это в экстремальный метал. И уже в 90-х в некоторых песнях группы можно было услышать ритмичную, отрывистую и очень тяжёлую игру на гитаре (например, во вступлении Future Breed Machine) — эдакий прото-джент.
В 2002 году Meshuggah выпустили альбом Nothing и случайно изобрели новый жанр
А ведь ничего радикального группа со своим звуком не сделала. На альбоме Nothing музыканты просто чутка замедлились и увеличили долю той самой отрывистой ритмичной игры. Ну и всякие сложные соляки и заумные повороты размерностей остались — вот так джент и зародился.
Изначально джент — это точно не жанр. Это всего лишь название стиля игры одного конкретного гитариста — Фредрика Тордендаля из Meshuggah. Хотя он тут не один замешан, важную роль в фирменном звуке группы всегда играла и работа ударным — в партиях барабанов изменения размерности могут идти вразрез с размерностью гитарных риффов, создавая дикий полиритмический эффект. Но главное — чёткое подыгрывание бас-почкой самым жирным дж-дж-дж Тордендаля, которые он извлекал с помощью баритонной восьмиструнной гитары (хотя начиналось всё с семиструнки).
И да, само название направления напрямую связано с дж-дж-дж — так пьяный Фредрик Тордендаль пытался объяснить одному из фанатов, к какому звуку стремится его группа. Отсюда само слово джент и взялось. Звучит как байка, но историю подтверждает и второй гитарист Meshuggah — Мортен Хагстрём.
И хотя Nothing был успешным по меркам Meshuggah альбомом, революция случилась далеко не сразу
Другие метал-группы не бросились повторять звук Meshuggah. Группа вообще хоть и была известной и уважаемой среди коллег и хардкорных фанатов метала, явно не попадала, скажем так, в категорию ААА. Однако определённую популярность джент набрал среди гитаристов-задротов, ищущих чего-то радикально нового. А тут тебе сложнейшая ритмика, ломаные джазовые соло-пробежки и масса возможностей для импровизации — что-то новое игра в стиле Тордендаля «виртуозам» действительно предлагала.
Настоящее признание джентухи случилось позже — благодаря гитаристу Мише Мансуру, который в 2005 году создал проект, а затем и группу Periphery. Мансур был большим фанатом джента и завсегдатаем форума Meshuggah. Именно он вытащил новое направление на свет и смог так его преподнести и подружить с метал-трендами конца нулевых, что и более «казуальные» фанаты метала смогли принять и полюбить джент.
Дальнейшая судьба джента сложилась странным образом. С одной стороны, он продолжил существовать в виде хардкорного полу-джазового жанра в музыке «математических» групп вроде Animals as Leaders и TesseracT. С другой, некоторые металкор-банды вроде Emmure (которых мы всё равно любим) вытащили из джента только ритмическую долбёжку по одной струне — с минимум сложного риффинга и соло-партий. Из-за этого к дженту прилип ярлык примитивной музыки, что, конечно же, не правда. Но и сложную форму джента некоторые считают «бездушной». Слишком уж она бывает абстрактной и математической. Настолько, что джентуху можно буквально генерировать процедурно.
Но главный вопрос, не дающий покоя некоторым фанатам метала — можно ли джент считать жанром?
В этом плане джентуха зависла в суперпозиции. Джент действительно может быть всего лишь крошечным элементом, вставкой внутри более понятного и признанного жанра. Группа может сыграть в стиле джент какой-нибудь небольшой рифф в одном треке и на этом всё.
Но существование банд вроде уже упомянутой Animal as Leaders (которые тоже недавно выпустили новый альбом — Parrhesia) всё же позволяют считать джент полноценным жанром. Сам гитарист группы Тосин Абаси говорит, что джент-банды вроде его собственной, обладают набором общих характеристик — так почему тогда не считать джент жанром? Ведь так жанры и определяются. Но многие другие связанные с джентом музыканты, включая того же Мишу Мансура, считают что это не жанр, а всего лишь условность.
Сами Meshuggah на новом альбоме выступают как хранители того самого первозданного джента
После Nothing группа продолжала вариться в собственном джентовом звуке, даже несмотря на попытку вернуть в него немного олдового треша на альбоме obZen 2008 года. И что особенно круто — банда не ушла от собственных принципов, даже когда джент пошёл в народ и видоизменился при слиянии с популярным металом. Где Meshuggah, а где их последователи — всегда слышишь безошибочно.
Альбом Immutable (первый за шесть лет, между прочим) — это настоящий «мужицкий» джент старой школы. Это достаточно прогрессивная пластинка, в которой нашлось место и сложным партиям, и непредсказуемым риффам, и звуковым экспериментам. Но в то же время диск не звучит, как сгенерированная компьютером какофония. При всей искренней любви к Animals as Leaders! Жир при прослушивании буквально сочится из колонок, но излишнего примитивизма в этом нет. Уровень предыдущей пластинки шведы выдержали, а это была непростая задача!