Синтвейв зародился как кристаллизованная в форме музыки ностальгия по восьмидесятым. Аналоговые синтезаторы, прямая бочка , пульс и атмосфера саундтрека из какого-нибудь «Терминатора». Сегодня это не просто баловство скучающих по детству миллениалов, а целое направление в музыке, со своими поджанрами и экспериментами.

Но теплый дух восьмидесятых в синтвейве всегда будет силен. И это прекрасно, потому что на улице установились холода, а синтвейв от них прекрасно спасает: накрывая уютом, разгоняя тьму неоновыми всполохами. Я выбрал десять отличных и очень разных синтвейв-полноформатников, вышедших в 2019 году. Если считаете, что чего-то в списке не хватает — дополняйте список в комментариях. 

New Arcades — Returning Home

Классический представитель дримвейва, самого мягкого поджанра синтвейва. Многие именно его считают «основным» — такой дефолтный синтвейв без всяких приставок и примесей. Returning Home — это мечтательные мелодии, успокаивающие биты, винтажные гитары и приятный вокал. Именно с таких релизов лучше всего заходить в жанр, так что если хотите кого-нибудь подсадить — Returning Home в помощь.

На альбоме сложно выделить какие-то отдельные треки, зато он с первых же нот генерирует обволакивающую ностальгическую атмосферу и бьет прямо в сердце. Под такую музыку особенно хорошо ехать по ночному городу, дремать под теплым пледом или перебирать коллекцию винила. 

Vector Seven — Dark Metropolis

Dark Metropolis — это уже дарквейв, противоположность Returning Home. Более энергичная и мрачная разновидность синтвейва, часто вдохновленная киберпанковской, хоррорной, а то и сатанинской эстетикой. В этом жанре наиболее известны Perturbator и Carpenter Brut — их вы наверняка слышали. 

На Dark Metropolis атмосфера уже недружелюбная, даже злобная — под такую музыку либо в пальто под неоновыми огнями кутаться, либо вальяжно танцевать в ночном клубе из какого-нибудь боевика восьмидесятых. Либо в Cyberpunk 2077 играть: любая песня с диска отлично подошла бы игре. В общем, название альбома отлично передает суть. Это музыка не о спасении от, а о принятии зимней хандры — с правильным саундтреком ей тоже можно наслаждаться.

Com Truise — Persuasion System

Ком Труз — псевдоним американского музыканта Сэта Хэйли, который на синтвейв-сцене активен еще с конца нулевых. Persuasion System — очень спокойный, местами космический, местами психоделичный релиз. Альбом попадает сразу в три поджанра синтвейва: чиллвейв, спейсвейв и немного в абстрактный вейпорвейв, который часто называют самодостаточным жанром. 

Все альбомы Сэта, начиная с 2010 года, объединены единой историей о «синтетическом астронавте» Коме Трузе, так что звук вполне соответствует задумке. Альбом не давит на ностальгию, использует ломаную ритмику и вполне себе современные биты. Но восьмидесятые на нем все равно сильны. Отделаться от аналогий с саундтреками фантастики того времени и треками Жана-Мишеля Жарра во время прослушивания не получается. Зато получается забыть о бытовухе и мысленно затеряться среди звезд — для этого такая музыка и нужна. 

Sea of Dogs (§E▲ ▓F D▓G§) — Just Doom

На альбоме Кома Труза вейпорвейв был лишь одним из элементов, создающих легкий психоделический налет. А диск калифорнийского проекта Sea of Dogs состоит из вейпорвейва целиком. Причем из экстремально-агрессивной его формы — оушенгранжа. Жанр изначально довольно маргинальный и экспериментальный. Он опирается на эстетику компьютерных интерфейсов из девяностых, глитчей, мемов и психоделики. Чистый продукт десятых годов. 

Максимально абстрактные мелодии, ломаные биты и много-много шума, экспериментальность на уровне диких электронных проектов вроде Igorrr — так звучит Just Doom. Вейпорвейв бывает и спокойным, на грани чиллвейва, но это не тот случай. Говорят, от такой музыки можно сойти с ума — проверьте. 

Mega Drive — 199Xad

Хорошо известный в синтвейв-кругах проект, активный с начала десятых годов. 199Xad — это смесь дарквейва и направления outrun. Некоторые термин outrun используют в качестве синонима синтвейву, но сейчас его чаще называют отдельным поджанром. Это тревожная, быстрая музыка с тяжелыми синтами под которую легко представить себя, несущимся на феррари по ночному Майами. Таким, кстати, был трек Kavinsky — Testarossa Autodrive, с которого синтвейв начался. Термин outrun, собственно, благодаря его одноименному и единственному альбому и появился.

199Xad — очень плотный, атмосферный альбом. «Аутран» и киберпанк на нем замешаны в идеальных пропорциях. Более того, очень часто диск натурально отдает металкором, при том, что гитар на нем нет. С продакшеном и глубиной тоже полный порядок — подойдет не только для фона или машины, но и для внимательного прослушивания в хороших наушниках, деталей очень много.

Futurecop! — Voltrana

Британский дуэт Futurecop! — настоящие ветераны жанра, создающие эталонный синтвейв с 2007 года. При том, что жанр полноценно оформился только в 2005 году.

Альбом Voltrana — это замечательный, мелодичный дримвейв, сильно тяготеющий к синти-попу. Поэтому на диске так много фитов с девушками-вокалистками (и одним парнем из Siamese Youth, у которых в этом году тоже вышла пластинка) из других проектов. Иногда альбом и вовсе отходит от синтвейва, выставляя в центр композиции акустическую гитару. В такие моменты он звучит как романтичный софт-рок. Синтвейв все чаще перемешивается с другими жанрами — направление развивается и привлекает новых слушателей. И очень хорошо, что в этом участвуют те, кто закладывал основы жанра. 

Electric Youth — Memory Emotion

Этот канадский синти-поп-дуэт причастен к признанию синтвейва массовым слушателем. Хотя это не синтвейв в чистом виде, но упоминания группа достойна. В 2011 году Electric Youth совместно с французским проектом College записала песню A Real Hero, которая попала на саундтрек в фильм Николаса Вендинга Рефна «Драйв». Благодаря самому фильму, этому треку и, конечно же, песне Nightcall от Kavinsky синтвейв стал частью поп-культуры. 

Весь альбом Memory Emotion звучит как A Real Hero. Мягко и мило, позитивно, но с какой-то глубокой тоской. Есть в этом и ностальгические нотки, но сами музыканты говорят, что «смотрят в будущее, хотя прошлое все время стучится в дверь». Музыка Electric Youth идеальна для того, чтобы погрузиться в приятные воспоминания.

Power Glove — Playback

Еще одни уважаемые тяжеловесы и популяризаторы жанра — на сей раз из Австралии. Дуэт Power Glove известен прежде всего работой над мощнейшим в своей пафосности и настольгичности саундтреком для Far Cry 3: Blood Dragon. 

В своем звуке Power Glove опираются на корни синтвейва, многое берут от френч-хауса, но частенько уводят атмосферу в мрачность, а потому во многом напоминают Carpenter Brut. Так звучит и их новый альбом — плюс живая, приятно звенящая бас-гитара. Еще одна идеальная точка входа в жанр.

Siamese Youth — Electric Dreams

Молодой дуэт из Берлина, заявивший о себе на синтвейв-сцене победой в конкурсе ремиксов трека Futurecop. Музыканты заявляют, что пришли в синтвейв с рок и эмо-бэкграундом, и вообще они «просто парочка рокеров, которые любят восьмидесятые». 

Музыка на альбоме Electric Dreams соответствует их словам. Это подборка мелодичных треков, наполненных романтикой и гитарным звучанием. В центре всего — все еще синтезаторы, но риффам, соло-партиям и вокалу тоже выделено достаточно места. Подобная музыка, вдохновленная не столько саундтреками восьмидесятых, сколько мягким синти-роком того времени — тоже самодостаточное направление в синтвейве. Из других адептов этого поджанра можно отметить британцев LeBrock, да и некоторые современные синти-рок группы — вроде Pale Waves — к нему по духу близки.

Ultraboss — Kyrie Electron

Проект проживающего в Вене итальянского гитариста-виртуоза Пиджея Д’Атри, который пару лет назад открыл для себя синтвейв и с тех пор не может остановиться. Его продуктивность поражает. Альбом Kyrie Electron здесь стоит, скорее, как пример, потому что кроме него Ультрабосс (будто оправдывая название проекта) в этом году выпустил как минимум еще три лонглплея: Electric Allures и Slave to the Passion в двух частях.

Разумеется, в музыке Ultraboss гитара доминирует. По сути, это каноничный дримвейв, через который — от начала и до конца каждого трека — протянут один длиннющий гитарный соляк. Иногда это близко к романтичному року вроде музыке упомянутых выше Siamese Youth. Иногда это вплотную приближается к прогу и металу восьмидесятых. Отличный сплав синтвейва и метала, жалко, хоррорвейвщики Dance with the Dead в 2019 году полноформатников не выпускали — рядом смотрелись бы идеально.