Некоторые группы прокладывают путь к признанию десятилетиями, выпускают кучу экспериментальных альбомов, пытаясь достучаться до аудитории. А шведские панки Refused до недавнего воссоединения выпустили всего три альбома за семь лет, но этого хватило, чтобы группа стала по-настоящему легендарной. На самом деле, хватило всего одного альбома. Их третий диск – The Shape of Punk to Come – многими считается одним из самых важных рок-альбомов в истории. Он пересобрал панк-рок под новое тысячелетие и стал источником вдохновения для многих групп. «Панки, у которых есть стиль».

Всего пара строк из песни New Noise идеально описывает концепцию и альбома, и группы вообще:

«How can we expect anyone to listen, if we using the same old voice. We need New Noise. Как мы можем ждать, что кто-то будет нас слушать, если мы используем один и тот же устаревший голос. Нам нужен новый шум.»

Refused – коллектив идейный, музыканты группы придерживаются леворадикальных взглядов, на чем свет стоит поносят капитализм и вообще много-много поют о политике. К третьему альбому даже полноценный манифест от группы прилагался, призывающий, в том числе, «сжечь арт-галереи» и вернуть искусство «работающим людям, живущим людям».

Образовалась группа в начале 90-х, когда популярность вовсю набирало поп-панк течение, серьезные темы избегающее. Разве могло такое устроить настоящих панков из Refused? Поэтому они и взялись придать панку новую форму и даже в этом занятии оторвались по полной, гармонично намешав в своей третьей записи джаз, техно, споукен ворд и фолк, не размывая панк-основу. Refused нарочно делали песни то сильно короче, то длиннее трехминутного стандарта, использовали не самые простые для восприятия размерности и вообще делали все, чтобы дать пощечину всему популярному. Впрочем, и от хардкор-сцены того времени Refused были не в восторге. Вот, что на эту тему говорил вокалист группы Деннис Люкссен, обсуждая название третьего альбома группы:

«Нам осточертела хардкор-панк сцена и ожидания, какими мы должны быть, так что это было просто «Да пошли вы». В этом названии было так много… презрения. Оно содержало в себе настрой того, что мы старались сделать – сломать ограничения сцены.»

Развалилась группа тоже красиво. Музыканты просто устали друг от друга, переругались и едва ли ни передрались, дали несколько провальных шоу и завершили свою деятельность тесным концертом в США, который в итоге разогнала полиция. Вот это настоящий панк-стиль. Окончательно все было закрыто последним манифестом с идеальным названием – Refused are Fucking Dead. 

Главная причина распада – разный взгляд на группу внутри самой группы. Деннис воспринимал все слишком серьезно, допуская реальную возможность совершить революцию через музыку, в то время как остальные музыканты просто рубили крутой протестный панк. Забавно, что записи группы начали показывать заметные продажи только после ее распада, да и клип на New Noise попал на MTV, когда Refused уже не было. Впрочем, след они оставили заметный и многие группы ими вдохновлялись, а то и прямо заимствовали некоторые элементы: The Used, Paramore, Linkin Park, Enter Shikari и многие-многие другие. 

В 2012 году бывшие участники Refused все же нашли общий язык и возродили группу для серии живых выступлений. Спустя два года группа возродилась окончательно и в 2016-м даже выпустила достойный альбом Freedom. Новый диск Refused под названием War Music выйдет в этом году, но это еще не все. Прямо сейчас группа сотрудничает с CD Project в работе над игрой Cyberpunk 2077. Refused записывают песни для игры под названием Samurai – это вымышленная группа из вселенной «Киберпанка», ее лидером был Джонни Сильверхэнд, которого играет Киану Ривз. Samurai даже отдельный мини-альбом выпустят и этому можно только порадоваться – выбор поляки сделали достойный.

Refused достаточно крутая группа, чтобы слушать ее без особого повода. Этим сегодня заняться и предлагаю!

Плейлист: хардкорный Моби