Группа Marilyn Manson (хотя сегодня это, скорее, уже сольный проект) честно заработала все предрассудки, которыми она окутана в глазах «прохожих». Более того, музыканты стремились к этому эффекту, чтобы чётко разграничить тех, кто готов задавать себе, обществу и медиа вопросы, и тех, кто горазд стоять с протестными христианскими плакатами при входе на их концерт. «Чё-то там орёт неразборчиво!» — утверждают слушатели, которых все эти годы отталкивает имидж коллектива и его фронтмена.
Disgusting Men рушит стереотипы, срывает покровы и потрясает устои: у Marilyn Manson есть такие песни, которые можно петь даже ребёнку перед сном вместо колыбельных. Десяток таких мы и собрали — тем более после выхода мягкого альбома WE ARE CHAOS это особенно актуально.
White Trash (1995, Smells Like Children)
Как пишут в комментариях на YouTube: «Лучшая песня Marilyn Manson, а сам Мэнсон в ней даже не поёт». White Trash — трек с мини-альбома Smells Like Children, собранного из очень разного материала: три кавера (один из них — общеизвестный, на Sweet Dreams), ремиксы и доминирующий объём дичи (например, Fuck Frankie).
White Trash частично содержит лирику песни Cake and Sodomy с дебютного альбома группы и представляет собой её своеобразную кантри-вариацию, исполненную на акустической гитаре и спетую Тони Уиггинсом, водителем группы Danzig, который угорал с Marilyn Manson в ходе тура 1995 года.
Disassociative (1998, Mechanical Animals)
На протяжении всего альбома Mechanical Animals Мэнсон как бы смотрит на происходящее на Земле со стороны, будто наблюдая за её обитателями — и за самим собой — из космоса. Диссоциация из названия песни и есть этот самый эффект взгляда на себя издалека. Отчаянный трек о том, что из этого мира, как из тюрьмы, не сбежать.
Fundamentally Loathsome (1998, Mechanical Animals)
Чем ближе к концу, тем меланхоличнее альбом становится. Внезапный трек с оттенком старинного джаза Fundamentally Loathsome ни в чём не похож ни на один предыдущий или следующий, кроме набора используемых инструментов. Ритмичное воздушное вступление, густой финал, подводящий к суперхиту Last Day on Earth — в рамках альбома эта песня воспринимается скорее как блестящая интерлюдия.
Speed of Pain (1998, Mechanical Animals)
Одна из самых неожиданных песен Marilyn Manson — Speed of Pain, меланхоличная гранж-баллада, обогащённая невероятной силы госпел-пением в припевах. Под конец песня мутирует в странный порноменуэт с клавесином, и тут уже начинается территория споров. Впрочем, до конца можно не дослушивать!
Lamb of God (2000, Holy Wood)
Главные герои альбома Holy Wood — два убитых Джона: Кеннеди и Леннон. Их смерти проходят лейтмотивом через все песни, точно так же как и один из основных посылов Marilyn Manson про лицемерие масс-медиа. «Умрёшь в одиночестве — будешь забыт. Убьют перед камерами — станешь мучеником и божьим агнцем». С момента выхода Holy Wood в этой формуле ничего не изменилось.
In The Shadow of the Valley of Death (2000, Holy Wood)
Одна из тех песен, про которые можно смело говорить: «Весь русский рок — тут». Акустическая меланхолия под потусторонний меллотрон, перетекающая в массивный кач с жужжащим басом и эпическими барабанами. Одна из лучших вещей что на альбоме, что у Marilyn Manson в принципе.
Just a Car Crash Away (2007; Eat Me, Drink Me)
Пишут, что однажды у Мэнсона дома была вечеринка, на которой, среди прочих, угорала актриса Дженнифер Сайм. В ходе кутежа она покинула мероприятие, но потом то ли решила вернуться, то ли её об этом попросил певец — как бы то ни было, по пути назад она погибла в автокатастрофе.
Just a Car Crash Away с альбома Eat Me, Drink Me настолько же проста, насколько пронзительна. Кстати, Сайм была подругой Киану Ривза. Он же её и похоронил — рядом с дочерью, которая умерла в утробе матери за неделю до родов. Ужасный, в общем, бэкграунд. В искренности Мэнсона тут сомневаться не приходится.
Running to the Edge of the World (2009, The High End of Low)
The High End of Low — очень успешный, но затоптанный альбом. Единичные критики называли его лучшей работой группы со времён Mechanical Animals, но большинство клеймило «новым дном».
Диск был написан Мэнсоном под сильными эмоциями сначала от развода с Дитой фон Тиз, а потом от расставания с 19-летней Эван Рейчел Вуд. Певец выплеснул в текстах все свои обиды и разочарования, позже он говорил, что в песнях выразил всё то, что должен был сказать своим женщинам. Но не только Мэнсон сделал этот альбом крутым. Над The High End of Low работала по-настоящему звёздная команда: Шон Биван, продюсировавший Marilyn Manson в 90-х; Крис Вренна, бывший участник Nine Inch Nails и автор саундтрека к American McGee’s Alice; а также мультиинструменталист Твигги — с ним были записаны все лучшие альбомы группы в 90-х.
Ну а песня Running to the Edge of the World идеально представляет альбом. Это надрывная, мелодичная рок-баллада о любви, сексе и разрушении, которую часто сравнивают с песнями Oasis и творчеством Дэвида Боуи из 70-х. Но в то же время в ней сохранился грязный гранжевый надрыв Marilyn Manson из 90-х. Но если всё-таки будете включать эту песню маме — не показывайте ей клип. В нём Мэнсон до смерти избивает раздетую девушку. Из-за клипа Мэнсона обвиняли в женоненавистничестве, пропаганде насилия и попытках эпатировать на пустом месте. Но когда его в этом не обвиняли?
Fall of the House of Death (2015, The Pale Emperor)
После довольно экспериментальных дисков The High End of Low и Born Villain Мэнсон, видимо, почувствовал себя крутым серьёзным сонграйтером. И правильно почувствовал! The Pale Emperor — спорный альбом, для многих старых фанатов похоронивший новое творчество Мэрилина Мэнсона. В нём почти нет грязи, только прилизанный блюз-рок, нотки хэви и киношность, к которой изначально стремился и сам Мэнсон, и работавший с ним над диском кинокомпозитор и музыкант Тайлер Бейтс.
В песне Fall of the House of Death настроение пластинки доходит до высшей точки. Это медленный, расслабленный блюз — акустика и безнадёжная меланхолия, в которой будто отпечаталась ночная аризонская пустыня. Особенно под конец, когда Мэнсон то кричит, то мрачно штробасит — аж мурашки по спине бегут. Словно это и не Marilyn Manson вовсе, а Адам Дарски со своей группой Me and That Man. Под такое бы в баре виски потягивать.
Paint You With My Love (2020, WE ARE CHAOS)
Последний на сегодня альбом Marilyn Manson идеально вписывается в наш список — сюда подошло бы больше половины песен с пластинки. Сам Мэнсон окончательно «повзрослел» и хочет через песни рассказывать истории о собственной жизни — что он, собственно, и делает с 2009 года. С тех пор группа окончательно превратилась в сольный проект, так что для провокаций и разрушительного бунтарства места почти не осталось.
WE ARE CHAOS — немного грустный, приятно-попсовый альбом, на котором Мэнсон хорошо раскрывается как вокалист. За музыку на сей раз отвечал Шутер Дженнингс, известный кантри-музыкант. И его почерк на альбоме Мэнсона определённо чувствуется. Немного индастриала на диске есть, но в целом он звучит как мягкий южняк, умеренно сдобренный модной электроникой и симфоникой. Песня Paint You With My Love в этом плане как раз наиболее показательна — это романтичная рок-н-ролл-баллада в стиле 50-х, с мрачноватым, но поэтичным текстом. Лишь в самом конце трек немного слетает с катушек в стиле ранних Marilyn Manson.
«Мы давали послушать песни с нового альбома разным людям, просто чтобы понять, что откликается в их сердцах. Я помню, как включил Paint You With My Love Твигги, с которым я не разговаривал несколько лет — она ему понравилась. Но сначала он спросил меня, кто это поёт. Он не узнал мой голос, потому что никогда не слышал его в такой тональности. Шутер помог расширить мои возможности», — Мэрилин Мэнсон