Христианский рок — это не жанр. Абсолютно любой рок может быть христианским: все зависит только от текстов и религиозных убеждений самих музыкантов. Причем речь вовсе не о цитировании библии и проповедовании. Христианский рок, скорее, о светлых идеалах и христианском взгляде на жизненные и социальные проблемы. И хотя направление существует еще с 60-х годов, отношение у многих фанатов тяжелой музыки к нему все еще неоднозначное. Дескать, христианский рок — это скучно и вообще против всех идеалов рок-н-ролла. Разумеется, это не так.

Поводом для подборки стал релиз нового альбома группы Red. Это одна из самых известных христианских банд на тяжелой сцене — практически символ всего направления. Группа родом из Нэшвилла и рубит христианскую смесь металкора, ню-метала и стадионного рока еще с 2002 года. Музыканты о своих религиозных убеждениях говорят открыто и продвигают их через тексты многих своих песен. Но менее тяжело они от этого не звучат — тем и заслужили уважение. 

Precious Death

Группа из Лос-Анджелеса, просуществовавшая с 1989 по 1999 год. За это время банда выпустила три альбома. Их музыка — смесь южняка, гранжа и хэви-метала с сильным христианским подтекстом и вокалом в духе Pearl Jam. Сегодня о группе если и вспоминают, то именно как о редкой банде, игравшей «христианский гранж». Но пусть это вас не пугает — банда звучит отлично, даже если отбросить их религиозный посыл. 

Почему Pearl Jam — важнейшая гранж-группа

Demon Hunter

Группа из Сиэтла, с двухтысячного года проделавшая путь от ню и грув-метала к мелодичному модерн-металу в духе современных In Flames. На заре своего существования Demon Hunter по степени тяжести иногда к Slipknot приближались. Группа никогда не рвала чарты, но среди фанатов ню-метала всегда была на хорошем счету. И сейчас не совсем опосела — умеет заряжать и бодрые риффы, и пробивающий экстрим-вокал. 

Несмотря на довольно брутальный звук (хотя баллад у группы хватает) и агрессивную внешность участников, они всегда позиционировали себя именно как христианский рок. Вокалист Demon Hunter Райан Кларк в интервью не раз заявлял, что группа изначально твердо говорила о своей религиозности, чтобы быть честными с фанатами.

P.O.D.

Payable on Death — культовая группа из Сан-Диего, играющая рэпкор уже 30 лет. Что показательно, известны они вообще не из-за религиозных взглядов. Их почитают именно как классиков ню-метала и рэпкора, на одном уровне с Linkin Park и Limp Bizkit. В сравнении с началом нулевых сейчас их слава, конечно, несколько поугасла, но группа все равно чувствует себя хорошо. К тому же у них в арсенале есть хиты на все времена, которые смену музыкальной моды успешно пережили: Alive, Boom, Satellite, Youth of the Nation и многие другие. А Sleeping Awake вообще на саундтреке в «Матрице» была. 

P.O.D. иногда и к рагга-металу причисляют. Манера читки вокалиста банда Сонни Сандовала действительно частенько отдает раггой. Впрочем, Сонни силен не только в рэп-секциях — он и вокалист выдающийся.

August Burns Red

Хорошо известные металкорщики из Пенсильвании. Группа существует с 2003 года, а дебютник им помогал записывать сам Адам Дуткевич из Killswitch Engage. В первые годы существования банда о своих религиозных взглядах говорила открыто и часто. В 2015 году вокалист группы в интервью заявил, что христианство действительно важно для всех участников группы и отражается в их текстах. Но на сцену музыканты выходят не чтобы проповедовать или привести кого-то к богу. Их цель — просто нести позитив. Сегодня группа не позиционирует себя как христианскую, такое решение было принято еще в 2012 году.  

Но August Burns Red все же частенько турит с другими христианскими группами, и даже попадала на обложку Christian Music Magazine. От имиджа христиан так просто не отмыться. Но главное, что группу уважают и далекие от религии металхэды. August Burns Red играют действительно качественный, довольно тяжелый и цепляющий мелодик-металкор в духе As I Lay Dying и тех же Killswitch Engage. 

Phinehas

Еще одна американская металкор-группа. Но теперь из Лос-Анджелеса и более яростная. Тяготеющая к брейкдаунам, классическому, более сырому жанровому звуку и заморочистым солякам в духе Periphery. А еще к металкору Phinehas довольно успешно подмешивают риффы в трэш-метал стиле, чем очень гордятся (и правильно). Впрочем, это не отменяет мелодично-попсовых припевов. Группа существует еще с 2001 года, но с дебютником выступила только в 2011-м. 

Phinehas, в отличие от August Burns Red, от статуса христианской группы не отмахиваются. Он даже издаются на лейбле Solid State Records, который как раз на христианском роке и специализируется. Solid State — это сателлит другого «христианского» лейбла Tooth & Nails. Эти две компании вообще издавали или все еще издают многие группы из подборки. 

Impending Doom

Удивительное дело, но на свете немало дэт-метал-групп, позиционирующих себя как христианские. Такие банды у дэт-метала берут только звучание, а в текстах, понятное дело, обращаются к богу. Они и о насилии со всякой грязью могут петь, но в поучительном ключе. Притчи от дэт-метала. 

Одна из самых ярких подобных групп — риверсайдская Impending Doom. Не считая христианского посыла, это довольно типичный, но очень качественный и мрачный дэткор. Ничуть не легче творчества каких-нибудь Thy Art is Murder. На концертах у них угар и мош, как положено. Музыканты банды для своего звука даже отдельный жанр придумали — горшип, что означает служение богу через агрессивно звучащую музыку. Идеальная иллюстрация цитаты одного из пионеров христианского рока Ларри Нормана: «Зачем отдавать дьяволу всю хорошую музыку».

The Devil Wears Prada

Дейтонские металлисты, которые со своим последним альбомом The Act попали в наш топ 10 лучших альбомов 2019 года. The Devil Wears Prada на сцене с 2005 года и чаще всего их музыку тоже называют пост-хардкором и металкором. На самом деле, там намешано гораздо больше. В основе, скорее, лежит скримо, плюс как минимум на двух последних пластинках группы чувствуется большое влияние дум-метала, построка и классического хэви-метала. 

Группа изначально основана христианами. Как и прочие банды в подборке, The Devil Wears Prada не проповедуют, но доносят до слушателей близкие им ценности. Религиозный ярлык статус их нисколько не беспокоит, они и на христианских фестах выступают спокойно. 

10 лучших метал-альбомов 2019

Antestor

Antestor — основатели христианского блэк-метала и настоящие норвежские бунтари. Христианский блэк само по себе что-то невозможное, учитывая, что вся суть жанра изначально заключалась именно в ненависти к христианству. Поэтому сегодня заданное Antestor направление принято называть анблэком или даже уайт-металом, хотя сами музыканты свой звук описывают как печальный сорроу-метал. 

Музыканты группы, будучи ярыми христианами, были недовольны популярностью неоязыческой и сатанинской музыки, а потому и решили продвигать свои христианские идеалы именно в блэк-звуке. И у них получилось: не зная истории банды, подвох заметить непросто. Более того, в 1991 году они умудрились издать свой дебютник на лейбле Cacophonous Records, где издавались, к примеру, Dimmu Borgir и Sigh. Когда руководство лейбла узнало о взглядах Antestor, был скандал. Среди фанатов блэка к банде до сих пор неоднозначное отношение, многие их искренне ненавидят, хотя у группы за эти годы появилось множество анблэк-последователей. 

Underoath

Флоридские легенды пост-хардкора, вернувшиеся пару лет назад после распада с мощнейшим альбомом Erase Me. Группа на сцене с 1998 года и с тех раз успела сто раз поменять звук. Первые два альбома банды были куда тяжелее нынешних — их даже к анблэку и христианскому дэткору причисляют. Но устоялась банда именно в эмоциональном пост-хардкоре. И он у Underoath получается чертовски хорошо — даже несмотря на христианские корни. 

Blaster the Rocket Man

С христианским панком все куда сложнее, чем даже с христианским блэком. Интересных групп в этом «жанре» не так много, потому что слишком уж далека панк-идеология от каких угодно религиозных течений. Христианские панки чаще всего ловят ненависть с обеих сторон: христиане не хотят признавать панков за своих, а панки отказываются принимать христиан. Религиозные темы могут проскальзывать разве что в поп и пост-панке, а так же в стрейтэджерском хардкоре. А вот представители более классического панка, даже находясь внутри христианской индустрии (например, издаваясь на христианском лейбле), все равно предпочитают религиозность в текстах не выпячивать. 

Но была одна совершенно безбашенная христианская панк-группа — Blaster the Rocket Man. Эти парни из Индианаполиса с 1994 по 2002 играли, на минутку, христианский хоррор-панк. В своих текстах они рассказывали хоррорные и сай-фай-истории, используя их как аллегории к библейским сюжетам. Ну а звучало это как смесь Sex Pistols и классического рок-н-ролла. Концепт все еще неповторимый.