20 лет назад канадские панки Sum 41 выпустили свой дебютный EP — Half Hour of Power. И этот диск наиболее ярко демонстрирует разброс жанров в музыке группы. Несмотря на то, что известны Sum 41 как классики поп-панка, с самых первых записей они близки к более жесткому металу. Самое время разобраться, на каких же альбомах Sum 41 играют поп-панк, а где рубят настоящий метал.

Half Hour of Power (2000): первый и самый безбашенный альбом

Sum 41 здесь — вчерашние подростки. Они не музыку играют, а дурачатся и швыряются грязными шутками в стиле «Американского пирога». Но метал в духе Iron Maiden уже представлен здесь двумя короткими треками: Ride the Chariot To the Devil и Grab the Devil By the Horns and Fuck Him Up the Ass. Всерьез их воспринимать, конечно, нельзя, но отметить стоит. А помимо метала на диске есть еще и ска-панк в треке Second Chance for Max Headroom, рэпкор в песне Dave’s Possessed Hair/It’s What We’re All About и немного хардкор-панка. Ну и образцовый солнечный поп-панк, конечно. В общем, солянка на пластинке совершенно панковская — не всегда по звуку, но уж по духу точно.

Sum 41 на старте прославились еще и тем, что постоянно творили фигню, устраивали пранки и снимали все это на видео. 

All Killer, No Filler (2001): чистый поп-панк

В конце девяностых, Sum 41 рассылали демо-кассеты лейблам и ими заинтересовались Island Records — все благодаря успеху групп вроде Blink-182 и The Offspring. И вот, спустя всего пару лет, Sum 41 турит с этими бандами на равных. Спасибо платиновому (это в Штатах, в Канаде и вовсе — трижды платиновому) дебютнику All Killer, No Filler — на 99% панковскому альбому. На нем остались элементы рэпкора, а закрывает его метал-трек, но в остальном — чистейший поп-панк, настоящая классика жанра. Спустя девятнадцать лет диск не потерял своего задора и все еще способен сделать любой день чуть ярче. Такими Sum 41 обычно и помнят, но забегая вперед — это единственный подобный альбом в дискографии группы.

Does This Look Infected? (2002): все еще панк, но уже не совсем поп

Несмотря на то, что успех дебютника буквально кричал: «Делайте то же самое!», Sum 41 уже на втором альбоме начали усложнять музыку. Вокалист и сооснователь банды Дерик Уибли прямо заявил, что терпеть не может группы, записывающие от альбома к альбому одно и то же. Музыка группы стала тяжелее, техничнее и вообще серьезнее. Даже тексты изменили направление: вместо дурачеств и ругательств — самокопание, ненависть, откровение о суицидальных мыслях и зависимостях. Выражено все это чаще всего наивно и поверхностно, зато честно.

Does This Look Infected? — идеальная смесь хардкор и поп-панка с максимально сочными металическими соляками. И хотя до успешности дебютника диску было далеко, золото в Штатах и платина в Канаде — более чем достойный результат, повлиявший на будущее группы. 

Chuck (2004) — первый по-настоящему тяжелый альбом Sum 41.

Поп-панка здесь нем нет совсем, а более хардкорная форма панка представлена лишь элементами, в то время как доминирует металкор и трэш-метал. Сами музыканты группы говорили, что при записи вдохновлялась музыкой Metallica и Refused. Во многом руки группе развязал успех предыдущего диска — утяжеление музыки публика приняла хороша. Да и Chuck в итоге хорошо залетел в чарты и продался тиражом в пять миллионов копий. 

А еще альбом неразрывно связан с жуткой историей, в которую Sum 41 вляпались в те годы. В мае 2004-го группа путешествовала в Демократическую Республику Конго с гуманитарной миссией — в то время в стране все еще бушевала гражданская война. Буквально на следующий день после прибытия музыкантов возле отеля, в котором они остановилась началась серьезная перестрелка. Группу оттуда в итоге вытащили силами ООН. Чак — имя миротворца, который вызвал транспорт, на котором спасли музыкантов. 

Увидев настоящую войну музыканты впали в не менее настоящую депрессию и пересмотрели свои взгляды на жизнь, что сделало звук и темы альбома еще тяжелее. Помимо дальнейшего, более осознанного и ярко выраженного самокопания на диске Chuck впервые в истории группы появились политические песни. 

Underclass Hero (2007): последний поп-панк от группы

После двух тяжелых дисков было даже удивительно, что группа вернулась к такому звуку. Этот момент, собственно, и вызвал тогда конфликт внутри коллектива — из-за него группу покинул гитарист Дэйв Бэкш, который играл в банде с 1997 года. Дэйв хотел дальше двигаться в сторону более тяжелой метал-музыки, в то время как Дерик Уибли выступал за частичное возвращение к поп-панку. 

Underclass Hero часто причисляют к эмо-панку, ведь несмотря на поп-панк-звук Уибли на пластинке вновь сосредоточился на своих персональных переживаниях. Только на сей раз он полез еще глубже и даже лично продюсировал альбом. Дейв опять прошелся по своим зависимостям, вспомнил проблемное детство, высказался на тему религии и поделился своим взглядом на любовные вопросы — позже он подтвердил, что основаны они на распавшемся в 2009 году браке с Аврил Лавин. Ну и про американскую политику Уибли высказался. В целом же он описывал концепцию диска как «низший класс против высшего», в то время как первый альбом был высказыванием на тему «молодые против взрослых» — такой вот наглядный пример взросления группы.

Screaming Bloody Murder (2011): возвращение к металу и творческий кризис

Второй альбом, спродюсированный Дериком Уибли и последняя пластинка, записанная с барабанщиком Стивом Джозом, сооснователем группы — он покинет банду в 2013-м. Screaming Bloody Murder — еще одно возвращение, теперь обратно к металу. Впрочем, метал тут — даже несмотря на скоростные трэш-риффы — получился более мягким, «артистичным» и попсовым. Скажем так: впервые Sum 41 подошли так близко к стадионному року. Хотя были на диске отдельные песни, все еще одинаково мощно заряженные и бушевавшим тогда металкором, и «Металликой», и панком, например Jessica Kill и Blood in my Eyes. В целом же альбом вышел неоднозначным и во многом проходным — многие тогда отметили, что группа столкнулась с творческим кризисом.

13 Voices (2016): стабильность

Шестой альбом — громкое возвращение Sum 41 сразу на нескольких уровнях. Во-первых, группу вернулся гитарист Дэйв Бэкш, присоединившись к сменившему его когда-то Тому Такеру. В итоге группа не только вернула своего оригинального композитора, но и усилила гитарную секцию. Во-вторых, деньги на альбом впервые собирали с помощью краудфандинга. В-третьих, перед записью диска Дерик Уибли впервые по-настоящему серьезно взялся за лечение своей алкогольной зависимости, которая уже начала сказываться на его здоровье. 

Но самое важное: Sum 41 наконец-то устаканили свой звук, который в десятых годах начал плавать. Говоря простыми сравнениями — альбом звучит как смесь Rise Against, Bullet for my Valentine и Linkin Park. То есть, это утяжеленный, по-панковски быстрый поп-рок (который можно и модерн-металом назвать), частенько переходящий в металкор — с соляками и цепкими риффами. В текстах же группа делится своими мыслями с высоты жизненного опыта и высказывается о положении дел в мире. 

Order in Decline (2019): закрепление успеха

Самый свежий альбом Sum 41 — логичное развитие звука, который банда нащупала на предыдущем диске. Риффы стали тяжелее, соляки пронзительнее, а поп-элементы — менее слащавыми (не считая, конечно, эмо-хита Never There). Ну а в лирическом плане Уибли меньше говорит о себе — алкогольную зависимость он наконец поборол и в целом повзрослел — и больше о политике. По его словам это необходимость на фоне раздробленности как во всем мире, так и в Штатах в особенности.

А еще этот альбом — важная точка для Дерика именно как вокалиста и сонграйтера. Он уже давно перерос уровень типичного кричащего фронтмена панк-группы — Order in Decline самое яркое тому доказательство. Высочайший уровень исполнения и ни одной филлерной песни — достойный уровень.