«Отвратительные мужики» — это не только веселье и угар. За образом бесшабашных хулиганов прячутся серьезные господа, которые любят нахмурив лбы рассуждать об обществе и социальных коллизиях. На этот раз мы решили вторгнуться во все еще маргинальную зону обществознания и объяснить на пальцах, почему именно геев принято нелюбить больше, чем, к примеру, бесстыжих мужей-изменников или грошовых проституток. Вроде и там и здесь — одна и та же категория, «аморальность», но мы точно знаем, какая именно группа окажется ниже всех в иерархии у твоего деда.

геи теория гомосексуализм почему геев ненавидят наука homo ludens хейзинга отвратительные мужики стивен фрай disgusting men

Сразу скажу, что никто тут не будет мучить вас экскурсом в очаровательные миры биологии, истории или генетики — ни у вас, ни у нас просто нет столько свободного времени. Посмотрим на тему с одной конкретной и небанальной точки, а именно с точки зрения теории игры голландского философа Йохана Хейзинги. Человек он был интересный, умный и порядочный, за что нацисты, захватившие Нидерланды, закономерно отправили его в концлагерь, где он и нашел свое последнее пристанище.

Согласно его трактату Homo Ludens, в основе человеческой культуры и вообще всего общества лежит игра. Но игра не в том простецком смысле, что все это несерьезно, глупо, или «неправильно». И не в том смысле, что у Шекспира. Идея в том, что когда предки людей, первые гоминиды, только начинали закладывать фундамент того, что потом станет обществом, им нужен был своего рода цемент, скрепляющая формула. Таким цементом стала игра, а точнее, ее принципы и механики.

Человек — существо социальное и его дети долго учатся жизни в мире и общине с помощью игр. Игры учат их не умереть с голоду и адаптироваться к жизни в коллективе. Как и бывает в эволюции, все сложные механизмы берут начало в простых. Так, например, та же любовь родилась из примитивного чувства голода и обладания, которые мутировали, когда существа на планете стали посложнее ящерицы.

То же самое с игрой — изначально что-то довольно простое, она смогла мутировать в сложные механизмы, вроде общественного и цивилизованного поведения у взрослых. Теоретически, социальное поведение у нас могло сложиться и на основе какого-нибудь другого механизма, но тогда все было бы совершенно иначе даже на фундаментальном уровне. Посмотрите на тех же муравьев: у них есть и «общество» и иерархия, но там все совсем по-другому. Даже если пуститься во все тяжкие и представить их на том же технологическом уровне, что и у нас — это будет принципиально чуждый нам мир.

геи теория гомосексуализм почему геев ненавидят наука homo ludens хейзинга отвратительные мужики стивен фрай disgusting men

Хейзинга предлагает посмотреть на такие «серьезные» вещи, как суд, армия, деньги, религия и государство вообще. Все они реализованы по правилам сложившейся игры. Зачем судье мантия или молоточек? Он что, без них не сможет найти виновного? Почему президент должен махать рукой и улыбаться вот эдак, а не по-другому и обязательно выступать перед Новым годом? Почему мы вообще верим в деньги, как можно платить за вкусный арбуз невкусной бумагой? Это все сложившиеся ритуалы. А ритуалы — это игра, а в игре все держится исключительно на вере каждого играющего в правила.

С этим, надеюсь, разобрались и все, более-менее, понятно. Но при чем здесь геи и распутницы?

В одной из глав Хейзинга вводит очень любопытное понятие, «шпильбрехер», которое создано по аналогии со словом «штрейкбрехер». Штрейкбрехер — это человек, который «ломает забастовку» — все рабочие договорились о правилах стачки, то есть своей игры: никто не выходит на работу, все бастуют и требуют от хозяина фабрики выполнить их условия. Но штрейкбрехер ломает правила, выходит на работу и выступает на стороне администрации. Его, естественно, никто не любит.

Шпильбрехер у Хейзинги — это такой аналог штрейбрехера, но в самом широком, культурном смысле. Все действуют согласно одним и тем же правилам, поскольку верят в их нерушимость, но вдруг появляется человек, который просто отказывается им следовать. Он может вообще быть посторонним и просто не знать об этих правилах, а значит, действовать так, словно их просто не существует (а для него они и вправду не существуют).

геи теория гомосексуализм почему геев ненавидят наука homo ludens хейзинга отвратительные мужики стивен фрай disgusting men

Так как все наше общество действует по правилам игры, она прошита в нас крепко. Так крепко, что уже стала неотделима от нашей природы. Правила, по которым живет общество, кажутся такими же нерушимыми, как и законы физики. На чем основывается власть прапорщика над рядовым? У него погоны и в уставе написано! То есть власть-то вполне реальная, но основана она на чисто символических вещах. А теперь представьте, что будет, если рядовой попробует спокойно и вдумчиво объяснить прапорщику, что его власть — условность и социальная игра по Хейзинге. Во-первых, его просто не поймут и примут за умственно-отсталого. Во-вторых, отправят на «губу» в целях ментальной профилактики.

Думаю, вы уже давно догадались, что гомосексуалы в этом смысле выступают как шпильбрехеры — это лежало на поверхности. Они не просто нарушают правила секса, сложившиеся в обществе, они словно бы игнорируют их. Причем, как кажется другим представителям этого общества, делают это демонстративно и вызывающе, то есть «назло» им — всем вместе и каждому по отдельности.

Сам Хейзинга пишет о том, что общество гораздо лояльнее относится к плутам, шулерам и обманщикам, чем шпильбрехерам. Первые, хоть и действуют злонамеренно и пакостно, но, как это ни странно, все же в рамках игры. В конце концов, они эти самые правила используют даже активнее «честных людей», просто в свою пользу и нечестно. Шпильбрехер же, не просто игнорирует правила, он из них выпадает, оставляя как бы зияющую дыру в пространстве, которое всем хотелось бы видеть чистым и целым.

Так, например, интересен пример с футболистами. Хейзинга пишет о скандале, который бушевал на тот момент в стране. Зрители на футбольном матче очень неприязненно относились к мошенникам на поле — тех освистывали и обсмеивали. Но когда несколько именитых спортсменов просто отказались играть в сборной по личным мотивам, тех подвергли самой жуткой травле. То есть зрители, которым, вроде как, нечестная игра — как ножом по сердцу — на самом деле могли вытерпеть мухлюющих игроков. Даже если это были жулики из команды противника! Но вот футболисты, просто отказавшиеся от матча, вызвали уже настоящий гнев.

геи теория гомосексуализм почему геев ненавидят наука homo ludens хейзинга отвратительные мужики стивен фрай disgusting men

Причина всего этого в том, что обманщик не ломает правила и не покушается на порядок. Тогда как шпильбрехер же своими действиями вызывает дискомфорт и даже неясную тревогу. Он словно указывает на то, что правила коллектива даже не заслуживают того, чтобы в них верить — настолько этот коллектив презренный и никчемный. Так, отказавшись есть все, что вам наготовила ваша бабушка, вы можете по-настоящему разбить ей сердце. Тем самым вы, по ее мнению, показываете презрение и древнейшему ритуалу, и основам Вселенной, и ей лично.

Шпильбрехером хотя бы раз в жизни был каждый. Придя в новый рабочий коллектив и отказавшись пойти на обеде в курилку, вы можете сразу настроить всех против себя. Просто здесь это настолько принято и само собой разумеется, что ваш отказ могут воспринять как намеренный протест и даже бунт. Помню, когда непродолжительное время работал в цеху на литье смол, я смекнул эту тему и исправно ходил в курилку с мужиками, хотя вообще не курю. В противном случае, меня ждали бы остракизм и смутная ненависть всего коллектива.

Так вот. Если принять эти простые, в общем-то, идеи Хейзинги, получается, что разобраться в проблеме сексуальной морали довольно легко. Похабников, проституток, развратников и крайне доступных женщин, конечно, принято считать аморальными. Они нарушают правила и идут против них. Но они же при всем этом не выходят за грань этих правил. Тот же распутник в духе Казановы «грешит» скорее количественно. Он делает, в общем, то приемлемую с точки зрения даже жесткой морали вещь — спит с женщинами, просто слишком сильно увлекается и перебарщивает с количеством. Примерно то же самое с проститутками: они — маргиналы, которые стоят на самом краю, но стоят они, все же «по эту сторону».

геи теория гомосексуализм почему геев ненавидят наука homo ludens хейзинга отвратительные мужики стивен фрай disgusting men

Неприятное и тревожное чувство, которое вызывает шпильбрехер, вызвано глубинной защитной реакцией. Культура стоит на зыбких основах правил игры, и если кто-то просто игнорирует их, человек неосознанно ощущает это так, словно весь его мир подвергается атаке. Даже если речь, например, идет о таком негласном правиле, как «все тут должны ходить в курилку». Умом обычный член коллектива этого не понимает, а оттого иррациональность чувства тревоги заставляет его страдать еще больше и еще больше распаляет конфликт.

А чтобы внести ясность, скажу: если вы увидели в этом тексте неистовый порыв гомосексуальности или, наоборот, гомофобии, то, видимо, недостаточно внимательно прочитали его.