В российских книжных магазинах этот роман сейчас можно встретить под сомнительно оформленной обложкой c малознакомыми лицами. Причина тому — сериал по мотивам «Ненастья», вышедший в прошлом году: за его качество не ручаемся, но если бы не он, роман бы сейчас не переиздали — а он этого заслуживает на ряду с любой другой книгой Иванова.
2008 год, вымышленный провинциальный город Батуев. Ветеран войны в Афганистане Герман Неволин по кличке Немец работает водителем инкассационной машины. Вместе с бригадой боевых товарищей Герман возит немаленькие суммы, и однажды решается на ограбление: сковав удивленных приятелей наручниками, Герман забирает 100 миллионов рублей и скрывается в неизвестном направлении. Точнее, нам-то оно известно: добычу Герман хоронит в проданном доме тестя, в дачном кооперативе под названием «Ненастье».
В это время Немца ищут все: милиция, начальство со Шпального рынка, чьи деньги перевозил Герман, товарищи Германа, удивленные таким развитием событий, и, наконец, жена Танюша, которой до поры решено ничего не говорить. Пока же Герман пережидает бурю в «Ненастье», иногда делая о-о-очень рискованные вылазки в Батуев, и вспоминает, как дошел до такой жизни.
А вспомнить есть что. Когда в начале 90-х Герман оказался в обычной для афганца ситуации — никому не нужный и без работы, его боевой товарищ по фамилии Лихолетов предложил ему приехать в провинциальный Батуев. Там афганцы организовали профсоюз ветеранов под названием «Коминтерн» с простой идеей — ветераны Афгана должны стоять друг за друга стеной и устраивать жизнь по своим правилам, а все остальные им, как ветеранам войны, обязаны жизнью.
В кратчайшие сроки «Коминтерн» захватил власть в городе, подмяв под себя и уголовников, и органы — и в Батуеве расцвели самые лихие 90-е, какие только можно представить. За ними мы наблюдаем как из глаз Немца, так и его товарищей по «Коминтерну», которые тоже вспоминают былое.
Жанровый диапазон прозы Иванова широк: он начинал с фантастических повестей (и сейчас снова вернулся к фантастике в «Пищеблоке»), затем описывал вполне рядовую действительность на Урале (см. «Географ глобус пропил»), а в последние годы прославился впечатляющими историческими романами («Вилы» про бунт Пугачева и «Тобол» про историю Сибири). «Ненастье» Иванов написал как раз перед «историческим» периодом и тоже вдохновлялся историей России.
Хотя Батуев — город вымышленный, Иванов в романе нередко обращается к реальным событиям. Батуевский «Коминтерн» — брат-близнец настоящей организации ветеранов «Коминтерн», в 90-е действовавшей в Екатеринбурге. Многие моменты ее истории отражены в книге, причем даже не самые правдоподобные. Например, эпизод, когда афганцы в количестве 700 человек с женами и детьми захватили два высотных жилых дома и начали тупо там жить, был на самом деле: ранее Иванов описывал его в своей документальной прозе «Ёбург».
Сеттинг «Ненастья», конечно, идеально подходит для экранизации на российском телевидении. Тут тебе и афганцы, и бандюганы, и лихие 90-е, и беспредел как следствие — любимые темы простого русского человека, не «Бригадой» единой же! Но вместе с этим «Нанастье» — искусная проза с массой крутых подробностей про эпоху, детективным сюжетом и виртуозно прописанными героями.
Для писателя это может быть слишком банальный комплимент, но, пользуясь случаем, скажу, что Иванов как никто умеет подбирать нужные слова. Хотя бы в том, как он систематически называет жену главного героя Танюшей, заложено столько любви и нежности сурового афганца, что понимаешь — это не очередная летопись нашего недавнего прошлого с сочными сценами насилия. Это драма, вынимающая из тебя душу, как Немец однажды вынул из инкассаторской тачки 100 миллионов — и был таков!