В идиллической деревне булочников где-то на задворках галактики бытует интересная традиция: регулярно кормить громоздкого космического монстра самыми выдающимися девушками. Одну из них, Вэллу, игрок застает в эпицентре подросткового бунта: ей непонятно, зачем потакать чудовищу, если можно его убить. От всех здравых доводов местные — в том числе и барышни, которых вот-вот проглотит гигантская тварь лавкрафтовской внешности — с ужасом отмахиваются: нарушение обычая — несмываемый позор всей семьи, и даже думать об этом грешно, батюшки! Вэлле все же удается избежать жертвоприношения и, вцепившись в перья гигантской птицы, улететь в безопасное место, чтобы заняться поиском способа уничтожить вымышленное божество.
На другом конце этой истории в кабине огромного, но пустого космического корабля живет мальчик Шэй. Он откровенно скучает, изо дня в день развлекаясь одинаковыми игрушками; бортовой компьютер относится к Шэю нарочито заботливо и по-матерински ласково, среди вариантов ежедневного досуга у пассажира, например, есть аттракцион по ликвидации последствий смертельно опасной лавины из мороженого. Авторы усиливают эффект этой рутины старинным приемом: несколько раз пройдя по кругу «завтрак-мороженое-сон», игрок оказывается в таком положении, когда ему самому захочется уже как-то поломать устоявшийся на корабле порядок — в результате Шэй попадает в настоящее приключение, координируемое говорящим волком, живущим в трюме судна.
Переключаться между героями можно в любой момент; в случае с Broken Age это не попытка подарить игроку иллюзию свободы, а намеренный повествовательный ход. При кажущейся разнице географии происходящего в жизни обоих подростков они, на самом деле, находятся по разные стороны одной длинной макаронины — в финале первого акта герои весьма звонко сталкиваются лбами. В этот момент вы немедленно начнете хотеть продолжения. Учитывая, что второй акт Broken Age будет бесплатной надстройкой к первому, это даже не попытка простимулировать покупку — это разработчики издеваются специально.
Broken Age — первая крупная игра, заявившая о себе через сервис Kickstarter; на ее разработку компания Double Fine изначально попросила у публики $400 000, но в итоге получилатри с лишним миллиона. Последний раз легендарный Тим Шейфер прикасался к квестам 16 лет назад, когда вышла Grim Fandango; Broken Age показывает, что дизайнер все еще в отличной форме и предпочитает не изменять себе. Если раньше героями его игр становились скелеты-мексиканцы, занятые туристическим менеджментом на маршруте из жизни в смерть (собственно, Grim Fandango) и идейные байкеры-неудачники (Full Throttle), то в Broken Age есть, например, сцена, в которой нужно заставить говорящее дерево блевать в ведро смолой. Короче, нет никакого «раньше» и «теперь». Есть Тим Шейфер, он вот такой.
Квесты, вообще, считаются давно умершим жанром: вроде как современной аудитории с ее консолями следующего поколения и планшетами такие игры не нужны. Теоретически Broken Age опровергла эту ересь задолго до того, как работа над ней была даже начата — как минимум той суммой, что игра собрала через Kickstarter. На практике выяснилось, что это не жанр умер — это Тим Шейфер давно ничего в нем не исполнял, а кроме него, как показывают последние 16 лет, так больше не умеет никто.
Будто нарисованная от руки мелками Broken Age устроена классическим для приключений девяностых образом: здесь все ждут игрока — пока вы не догадаетесь, как решить ту или иную ситуацию, игра не тронется с места; поиск решения отдельно взятой головоломки, впрочем, не отнимет больше пары минут — для игры, в которой творятся совершенно психоделические вещи, здесь все подчиняется удивительно прозрачной логике, а главным врагом игрока выступает его же невнимательность к деталям.
В финале первого акта Broken Age раскрывается как блестящее научно-фантастическое произведение, спрятанное под обманчивой и невероятно красивой оберткой детского мультфильма. Здесь много изящных метафор и острой сатиры, тупых и прямолинейных, но смешных шуток, выдающийся сценарий, прекрасная актерская и композиторская работа — если кто-то из читателей все еще всерьез имеет совесть задавать себе и окружающим глупый вопрос о том, являются ли видеоигры искусством, начните с Broken Age. А ты, Тим, не лечись, пожалуйста.
Broken Age: ВАМ СТОИТ В ЭТО СЫГРАТЬ.
Дата выхода Broken Age — 28 января 2014 года. Купить игру можно здесь.
Редакция Disgusting Men благодарит компанию Double Fine за предоставленную версию игры.