Мини-сериал «Противостояние» по одноименному роману Стивена Кинга стартовал на телеканале CBS 17 декабря 2020 года. Нельзя сказать, что с первых же серий история о нелегкой судьбе выживших во время эпидемии смертельного вируса произвела фурор, однако произведение получилось примечательное — и вовсе не только потому, что тема с пандемией сегодня крайне актуальна.
Рассказываем о том, почему «Противостояние» реально стоит посмотреть.
Кинг написал «Противостояние» в 1978 году: ему хотелось придумать нечто наподобие «Властелина колец» в антураже современных США — масштабную эпопею о битве добра со злом с огромным количеством персонажей и сюжетных перипетий.
Кингу это удалось — на сегодняшний день роман является самым большим его произведением (в расширенной версии в нем примерно 1200 страниц) и одним из самых популярных вообще.
Сюжет романа строится вокруг кучки людей, чудом выживших во время вспышки смертельного вируса, который выкосил 99,9% жителей планеты Земля. Никто из переживших пандемию не понимает, как им дальше жить, и тут происходит странное. Людям, никак не связанным друг с другом, вдруг начинает сниться один и тот же сон, в котором их призывает собраться вместе некая старушка — матушка Абигейл.
Но она снится далеко не всем. Некоторым является в видениях Темный человек, представляющийся Рэндаллом Флэггом. Эта таинственная фигура всячески соблазняет слабых духом и подбивает их на разные нехорошие дела, из чего в итоге и строится основной конфликт сюжета — часть выживших идет создавать новый мир с матушкой Абигейл, тогда как другая выстраивает куда более специфическое сообщество под руководством жуткого Флэгга.
В дальнейшие подробности вдаваться не станем, ибо спойлеры, но надо сказать одно — Кингу следовало бы дать орден за трудовой подвиг, совершенный на страницах романа «Противостояние». Возможно, по масштабу повествования это и не «Сага о Форсайтах» Голсуорси, но близко к тому — в книгу Кинга на самом деле нужно погружаться со всей основательностью, настолько она глубокая и многоплановая. При этом дело даже не в том, что, как это принято у Кинга, мир «Противостояния» лихо пересекается с мирами других его произведений, и для более полного его понимания не лишним бывает погуглить дополнительные статьи на тему. Дело в количестве персонажей и различных сюжетных веток, в которых они задействованы, — всего в романе более сотни героев.
Кингу удалось расставить всех этих людей по сюжету таким образом, чтобы тот не превратился в кашу. Каждый персонаж уникален, а повествование настолько плавно переходит от одного к другому, что, с одной стороны, читатель не успевает заскучать, а с другой — он не теряет общей нити повествования. И пусть по уровню продуманности сюжет и мотивация героев далеки от той же «Песни Льда и Пламени», да и не всем персонажам уделяется должное внимание, карикатурностью от «Противостояния» не отдает — сегодня роман читается так же бодро, как и сорок лет назад. А то и бодрее.
Несмотря на сложный первоисточник, в сериале довольно внятное повествование.
С такой перенасыщенной персонажами и сюжетами литературной основой вопрос о внятности встает неизбежно. Даже если не брать в расчет условные внутренние монологи и описания природы, дотошная переработка романа в формат сериала превратила бы его в бесконечную «Санта-Барбару». Таков уж закон жанра — нужно что-то менять, кромсать и дополнять, чтобы вменяемо упаковать 1200 страниц текста в 10 серий.
Неплохим подспорьем в этом плане для продюсеров Джоша Буна и Бенжамина Кэвелла, которые также выступили сценаристами сериала, стала предыдущая экранизация романа — мини-сериал «Противостояние» от ABC 1994 года. Создатели этой телеверсии в свое время пошли еще дальше и «впихнули» толстенную книгу в 4 серии по 1,5 часа каждая. Самое удивительное, что у них получилось сделать не только вменяемое, но и увлекательное, вполне себе цельное произведение.
Старый сериал менее бережно обращался с оригиналом, а одним из существенных минусов было то, что Флэгга сделали не таинственной персоной со сверхъестественными способностями, а банальным демоном ада, который половину сериала просто бегал с рогами и на всех рычал.
В новом «Противостоянии» тоже есть некоторые изменения, но пока что (на сегодняшний день вышло лишь 4 серии) каких-то кардинальных и неуместных не наблюдается — все обставлено достаточно ловко, насколько это слово вообще уместно в отношении экранизации.
Важный момент, который Буну и Кэвеллу удалось сохранить, — понимание, что «Противостояние» — скорее притча и фэнтези о выживании людей после конца света, нежели реалистичная драма. Сериал не заигрывает с безнадегой и не пытается показать все «прелести» выживания в условиях апокалипсиса, сосредотачиваясь скорее на следующем шаге — люди в «Противостоянии» довольно быстро переключились от нытья по погибшему миру к созиданию нового под «присмотром» высших сил.
Аспект «божественного провидения» — одна из ключевых тем романа и сериала. В силу специфики сценарной работы, с такими штуками как «провидение», «судьба» и «рок» вообще очень легко попасть впросак, поскольку в неумелых руках все это мгновенно превращается в Deus ex machina. А читатель или зритель в итоге быстро теряет к произведению интерес, так как на происходящее все время влияет пресловутый «рояль в кустах». Однако в новом «Противостоянии» авторам удалось не перейти грань — пока что натужности не наблюдается, наоборот, с помощью околобожественной мистики умело нагнетается интрига.
Джош Бун и Бенжамин Кэвелл решили снимать сериал в январе 2019 года, когда еще никто и слыхом не слыхивал ни про какой коронавирус.
Это, конечно, интересное совпадение, но с другой стороны — мы же все-таки имеем дело с произведением по книге Стивена Кинга, у которого практически на любую тему имеется страшная история (если не роман, то хотя бы рассказ). Разумеется, про вирусы и их жуткие последствия у Кинга тоже много чего написано, так что в истории с «Противостоянием» попадание в повестку скорее неизбежность, нежели случайность.
В отличие от нашего реального мира, в «Противостоянии» вирус оказался куда более свирепым, адски заразным и смертоносным — в таком ключе Кинг представлял себе катастрофическую пандемию в 1978 году. Это были времена, когда даже про СПИД еще ничего не было известно, и во многом писатель действовал наугад, но кое-что он в книге угадал безошибочно, как минимум в поведении некоторых людей.
Теперь мы можем оценивать «Противостояние» в условиях реальной пандемии, из-за чего восприятие романа и сериала несколько меняется, а самое главное на мой взгляд — радикально меняется образ главного антагониста Рэндалла Флэгга. В книге злодей потакает порокам героев, заставляет их сомневаться в правильности собственного выбора, что с одной стороны превращает его в довольно клишированного искусителя, а с другой — именно теперь фигура Рэндалла Флэгга заиграла новыми красками. Тут я позволю себе небольшое лирическое отступление.
Посудите сами. Граница добра и зла в современном миру довольно нечетко очерчена, однако, в сравнении с тотальным беззаконием постапокалипсиса, окружающая действительность при всех своих условностях выглядит алмазным бастионом нравственности. Да, иногда бывают ситуации, когда с добром и злом трудновато разобраться, но в целом каждый человек отдает себе отчет, когда он был гадок, а когда поступил правильно.
Но что если закона больше нет, и мораль отброшена на помойку в рутинной борьбе за выживание — что тогда?
Нам кажется, что, просто не совершая плохих поступков, мы уже становимся хорошими людьми, но в момент жесткого кризиса каждый из нас проявится таким, каков он есть на самом деле. Поможем ли мы страждущему, оттолкнем ли его или сделаем что похуже — как знать.
И все это может показаться пустой пафосной речью, если бы не одно но — именно сегодня Рэндалл Флэгг нашептывает что-то многим из нас, внутренне призывая перейти на «темную сторону». Это именно он зовет попить в пандемию пивка с друзьями, скупить всю туалетную бумагу и гречку, наплевав на других, и не носить маски.
Но на этом Флэгг не останавливается. Тех, кто не поддается на провокации, он заставляет ненавидеть окружающих иначе. Ловили себя на мысли о том, что начинаете раздражаться при одном лишь упоминании ковид-диссидентов, отрицателей вакцин и прочих мракобесов? Внутри нарастает праведный гнев, а желание прибегнуть к массовым репрессиям становится просто катастрофическим? Это и есть дело рук Флэгга.
Конечно, я не сошел с ума и на самом деле не считаю, что Флэгг что-то нам нашептывает (хотя меня все-таки немного забавляет мысль, что желание пойти на шашлычки во мне пробуждает демон с лицом Джейми Шеридана). Мне кажется, что он является идеальным олицетворением массового психоза, страхов и общего безумия на фоне нынешней пандемии. В книге и сериале Флэгг собирает армию последователей, играя на их тупости и жадности, — если бы он реально сегодня существовал, его легионы стал бы просто неисчислимыми. Этот персонаж со временем как будто стал еще более выпуклым, обрел новые, современные черты, всосав в себя немного окружающей мерзости. Ну а в реальности, чтобы пробудить в нас самые низменные чувства, демоны оказались не нужны.
В «Противостоянии» задействованы отличнейшие актеры.
Джеймс Марсден (Циклоп из «Людей Х») играет приятного южанина Стю Редмана, скандальная Эмбер Херд в роли дамы с крайне нечеткими моральными принципами, Вупи Голдберг aka матушка Абигейл, а также все еще роскошная Хизер Грэм и забавный Эзра Миллер. Настоящая россыпь звезд на голливудском небосклоне.
А уж про Александра Скарсгарда в роли Флэгга и говорить нечего — этот двухметровый швед в сериале выглядит максимально стильно и сурово. При этом малоизвестные широкой публике актеры тоже играют на все деньги — любо-дорого смотреть даже самые простенькие с точки зрения драматургии сцены.
Жестокость, мрак и расчлененка — все как вы любите, но в меру.
Мини-сериал по произведению Стивена Кинга не был бы полноценным мини-сериалом по произведению Стивена Кинга, если бы в нем отсутствовали кровь, кишки и все в таком духе. К счастью, в «Противостоянии» с этим все в порядке — гнойники у зараженных на распухших от вируса шеях с мерзким чвяканьем лопаются, крысы вылезают у покойников изо ртов, мозги бодро вылетают из простреленных голов — и так далее. В каждой серии есть как минимум один-два момента, от которых аж передергивает, точно имеются.
Финал сериала будет другим — его придумали при участии Кинга.
Со времен выхода книги и сериала девяностых прошло уже много лет, так что миллионы людей по всему миру знают, чем «Противостояние» заканчивается. Чтобы взбодрить публику, авторы сериала обратились за помощью к самому Стивену Кингу и общими усилиями придумали новый финал эпопеи. Чем все кончится на этот раз, пока неизвестно. Будем надеяться, что Джош Бун и Бенжамин Кэвелл в итоге все не сольют — очень ждем и верим.